facebook
Транспорт, ТЭК

Автономные электромобили разрушат нефтяную отрасль к 2030

автономный автомобиль

Стэнфордского экономиста Тони Себа (Tony Seba) я называю «агрессивным пророком». Агрессивность заключается в том, что его прогнозы, так сказать, смелее самых смелых, и даже где-то апокалиптичны. Любимый термин в его работах и интервью – это «disruptive», то есть подрывной.

Вот и название нового исследования коллектива авторов под его руководством говорит само за себя: «Переосмысление транспорта 2020-2030: подрыв транспортного сектора и крах автомобилестроения, основанного на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), и нефтяной промышленности» (Rethinking Transportation 2020-2030: The Disruption of Transportation and the Collapse of the ICE Vehicle and Oil Industries).

Основной тезис работы: главная угроза для традиционного автомобильного и нефтяного рынков исходит не от электромобилей, как таковых, поскольку замена моделей происходит постепенно и относительно медленно. Главную роль в разрушении (и созидании нового уклада) играет изменение деловых и поведенческих моделей в транспортном секторе. В докладе речь идет о распространении модели совместного пользования «Транспорт как услуга» (Transport as a Service — TaaS).

По расчетам авторов работы, в 2030 г в пассажирских перевозках «95% процентов пройденных миль в США придется на автономные электромобили (A-EV), принадлежащие специализированным компаниями по оказанию транспортных услуг (TaaS)». Находящиеся в индивидуальном владении автомобили с ДВС будут составлять 40% парка США, но на них будет приходиться всего 5% пройденных миль.

Прогнозируемая динамика распространения TaaS изображена на рисунке:

Transport as a Service

Себа утверждает, что в таком стремительном развитии «нет ничего магического. Это обусловлено экономикой». Например:

— К 2021 использование TaaS в расчете на милю будет в 4-10 раз дешевле, чем покупка нового автомобиля, и в два-четыре раза дешевле, чем эксплуатация существующего окупившегося автомобиля.

— Стоимость TaaS будет снижена благодаря нескольким факторам, включая коэффициент использования, который будет в 10 раз выше, чем у нынешних частных автомобилей; срок службы электромобилей, превышающий 500 000 миль; гораздо более низкие затраты на техническое обслуживание, энергию, финансирование и страхование.

— Среднее американское домохозяйство сэкономит $ 5600 в год, отказавшись от своего бензинового автомобиля и путешествуя на автономных электрических транспортных средствах TaaS.

Поскольку меньше количество автомобилей «поглотит» большее число миль, спрос на них рухнет, и парк легковых машин в Америке сократится с 247 миллионов в 2020 году до 44 миллионов в 2030 году. Это, в свою очередь, приведет к коренной трансформации автомобильной отрасли. Себа считает, что автодилеров, ремонтные и страховые компании ожидает «почти полное разрушение».

Такие уважаемые производители как General Motors и Ford превратятся в «низко-маржинальные» сборочные производства автономных электромобилей или трансформируются в провайдеров транспортных услуг.

А что нефтянка?

Сначала про методологию. Для оценки мирового спроса не нефть американские прогнозные данные переносятся на Европу и Китай год в год, а на остальной мир с лагом в четыре года.

По расчетам авторов, глобальный спрос на нефть достигнет пика в 100 миллионов баррелей в день к 2020 году, и упадет до 70 миллионов баррелей в день к 2030 году. Это означает сокращение на 30 миллионов баррелей в реальном исчислении и на 40 млн баррелей ниже прогнозного показателя Администрации энергетической информации США (EIA) для случая «обычной модели бизнеса».

Глобальное потребление нефти

Такое развитие приведет к коллапсу цен (которые приблизятся к $25 за баррель), что окажет «катастрофическое воздействие на нефтяную отрасль, различные компании, страны, нефтяные месторождения и инфраструктуру в зависимости от их вовлеченности в проекты по добыче «дорогой нефти».

Влияние краха цен на нефть начнет ощущаться по всей цепочке создания стоимости нефтяной промышленности уже в 2021 году.

В США, по оценкам, 65% сланцевой и трудноизвлекаемой нефти, которая при «обычном сценарии» обеспечивала бы 70% потребностей страны США в 2030 г, окажутся коммерчески нежизнеспособными.

Потребление энергии в транспортном секторе сократится на 80% (но потребление электроэнергии в стране из-за распространения TaaS вырастет на 18%).

Стоит ли относится к таким пророчествам серьезно? Да, стоит. Как к одному из сценариев мирового технологического и энергетического развития, который достаточно подробно и убедительно обоснован.

Предыдущая статьяСледующая статья

2 Comments

  1. taas — это прекрасно, давно о нём мечтаю

    однако уверен что при taas энергии потребуятся сильно больше.
    Почему?
    Да потому что люди решат:
    «жить в 300 км от места работы и каждый день туда ездить — это теперь вполне удобно, это ок»

    1. Там есть прогноз по энергопотреблению для США: доп. 18% по сравнению с «нормальным» развитием. Что-то еще свое предполагать и рассчитывать проблематично.

Добавить комментарий для Владимир Сидорович Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *