facebook
Все ВИЭ, Солнце

О поддержке микрогенерации в России. Ответы на вопросы.

солнечная электростанция

Данный материал первоначально был опубликован на сайте «Energy Today».

7 ноября Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации». Законопроект был разработан Минэнерго России во исполнение плана мероприятий по стимулированию развития генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии с установленной мощностью до 15 кВт.

На вопросы читателей «Energy Today» ответил Директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Павел Сниккарс.

Давайте конкретизируем, под действие, возможно, будущего закона попадут объекты микрогенерации вырабатывающие электроэнергию только на ВИЭ или использующие любое топливо?

Предполагается, что под действие законопроекта должны попасть все виды генерации, включая (но не ограничиваясь) теми, которые используют ВИЭ. На практике, чаще всего, это могут быть малые ветряные генераторы, малые дизель-генераторы, проточные и погружные микроГЭС, солнечные батареи и тому подобные технические решения.

Электроэнергию смогут продавать только физические или физические и юридические лица?

Законопроект не содержит ограничения для юридических лиц на осуществление деятельности по продаже выработанной на объектах микрогенерации электрической энергии, вместе с тем, для физических лиц такая деятельность не признается предпринимательской и ее не предполагается облагать налогом на доходы физических лиц, т.е. для них установлен, в определенной степени, более льготный режим в данной области.

Законопроект самодостаточен или потребуется разработка актов Правительства Российской Федерации? Какие НПА необходимо разработать?

Для полноценной реализации  законопроекта потребуется  разработка ряда подзаконных актов Правительства Российской Федерации, которые будут определять упрощенный порядок присоединения объектов микрогенерации к электрическим сетям и льготы по его стоимости, порядок оформления отношений между владельцами объектов микрогенерации и энергосбытовыми компаниями (включая гарантирующих поставщиков) на розничных рынках электрической энергии, в том числе  вопросы расчета цен продажи «излишков» выработанной электрической, особенности коммерческого учета соответствующих объемов электроэнергии, типовые договоры  кули-продажи электрической энергии между вышеупомянутыми субъектами.

По вашему мнению, через какое время, в случае принятия законопроекта, полноценно заработают его положения?

Полагаю, что нам потребуется 6-8 месяцев на разработку и принятие подзаконной нормативной базы. Таким образом, если проект будет оперативно рассмотрен Федеральным Собранием, то уже в следующем году есть шанс на то, чтобы его положения смогли бы претвориться в жизнь.

В пояснительной записке к законопроекту сказано про критерии отнесения генерирующих объектов к микрогенерации. Уже есть понимание этого вопроса или еще предстоит проработка критериев? Возможно будут условия по проценту локализации в России используемого оборудования и технологий по аналогии с квалификацией на оптовом рынке? — если нужно конкретизируйте.

Нами не предполагалось введение сколь-либо сложной и затратной процедуры специальной квалификации малых генерирующих объектов. По большому счету, думаю, что практически любой, надлежащим образом присоединенный к электрической сети объект по производству электрической энергии с установленной мощностью менее 15 кВт может рассматриваться как объект микрогенерации.

Для организации надлежащей эксплуатации ВИЭ и эксплуатации электросетевых объектов, к которым ВИЭ подключены, предлагается ли подключение ВИЭ осуществлять по договору технологического присоединения? Если да, то владельцы объектов микрогенерации будут осуществлять техприсоединение к электросетям по льготным расценкам?  Будут ли уницифицированы требования для сетевой организации и введен особый порядок техприсоединения данных объектов?

Безусловно, микрогенерирующий объект, использующий ВИЭ, должен быть в установленном порядке присоединен к электрическим сетям на основании договора технологического присоединения. Другой вопрос, что требования к соответствующей процедуре могут быть смягчены для избежания дополнительных административных барьеров в развитии малой и распределенной генерации: к такому присоединению нельзя подходить с той же меркой, что и к присоединению традиционного крупного генерирующего объекта, существенным образом влияющего на параметры работы энергосистемы. Более конкретно особенности процедуры техприсоединения предполагаем отразить в подзаконном акте в виде изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов по производству электрической энергии, которые надо будет утвердить после принятия данного законопроекта и о которых мной упоминалось выше.

Ассоциация НП ТСО предлагала при разработке порядка ввода в эксплуатацию ВИЭ разработать типовое соглашение между сетевой организацией и потребителем, владеющего ВИЭ, объясняя это необходимостью обеспечения координации действии при выполнении ремонтных работ на линии. На ваш взгляд, нужна ли разработка подобного соглашения? Почему?

Думаю, что данные вопросы могут быть отражены в рамках договора технологического присоединения объекта микрогенерации (в том числе на базе ВИЭ) к электрическим сетям. При этом, соглашусь с необходимостью урегулирования данных вопросов, в этом смысле мы вполне солидарны с точкой зрения распредсетевых организаций, которые в дальнейшем будут непосредственно иметь дело с микрогенерирующими объектами.

При вводе в эксплуатацию ВИЭ в уведомительном порядке необходимо участие представителей Ростехнадзора или сетевой организации?

Пока это открытый вопрос, законопроект не предусматривает безусловно уведомительного порядка ввода в эксплуатацию объектов микрогенерации, включая ВИЭ, необходимо более внимательно посмотреть на возможные риски как для работы локальных энергосистем, так и для безопасности самих эксплуатантов этих объектов.

Согласно поправкам, мощность объекта микрогенерации ограничена 15 кВт. Предусмотрены ли законом штрафные санкции за превышение присоединённой генерации мощности более чем на 15 кВт ?

У потребителя после упрощенного порядка технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации ВИЭ и ввода данного объекта в эксплуатацию, в дальнейшем появится возможность изменить технические характеристики ВИЭ в одностороннем порядке (увеличить количество солнечных батарей). Нужно ли при разработке ТУ по договору технологического присоединения предусмотреть ограничение выдаваемой мощности в сеть?

Таких санкций не предусмотрено, вместе с тем, при превышении параметров присоединенной мощности владелец такого объекта лишится ранее предусмотренных для него льготных условий работы на розничных рынках, а также не исключено, что должен вновь пройти процедуру технологического присоединения на общих основаниях, с необходимой корректировкой ТУ.

Практика применения потребителями автономных электростанций выявляет повышенные риски. Для населения, например, в случае самостоятельного устранения повреждений или попытки несанкционированного подключения, а для обслуживающего персонала при организации эксплуатационных работ. Какие меры позволят снизить риски? Нужна ли проработка технических решений по проектированию сетей 0,4 кВ, которые обеспечивают безопасность выполнения работ?

Спасибо, что Вы обратили внимание на данный риск. Думаю, что мы можем дополнительно проработать возможность соответствующих изменений в ведомственные акты Минэнерго России, регулирующие вопросы проектирования распределительных сетей и правила обслуживания и ремонта энергоустановок потребителей с учетом выявленных Вами опасностей. Будем признательны за конкретные предложения в данной сфере, которые готовы самым внимательным образом изучить. При этом все же важно в погоне за надежностью не «выплеснуть с водой и ребенка» и не создать заградительных барьеров виде жестких требований по безопасной эксплуатации малых энергоустановок, которые отпугнут непрофессиональных участников рынка, на которых, собственно, в основном и рассчитан обсуждаемый сегодня законопроект.

Цена покупки электроэнергии, выдаваемых в сеть объектом микрогенерации, будет равна среднеоптовой цене, верно? По разным оценкам, в Краснодарском крае стоимость электроэнергии предположительно будет равна 2-3 рублей за кВт*ч. Будет ли доплачиваться владельцам объектов микрогенерации – за выдачу мощности в сеть?

Цену покупки в законопроекте мы определили в виде верхнего предела, внутри этого диапазона она может меняться. Владельцы объекта микрогенерации, выдающие в сеть больше электрической энергии, чем потребляют, будут получать от гарантирующего поставщика или иной энергосбытовой компании оплату по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии или соразмерное уменьшение (зачет, перерасчет) их обязательств перед энергосбытом за потребленную электрическую энергию.

Принятие закона стимулирует установку ВИЭ-оборудования частными домохозяйствами (за исключением многоквартирных домов) и малым бизнесом (небольшими агрохозяйствами, объектами торговли и т.д.). Планируется ли дальнейшая либерализация нормативной базы с повышением мощности объектов микрогенерации, которые смогут работать в параллель с сетью, — с 15 до 30 или 100 кВт? Будет ли возможность взаимозачета для владельцам объектам микрогенерации – оплачивать лишь разницу между отдаваемой и принимаемой в сеть электроэнергией по двухстороннему счетчику ?

По первой части Вашего вопроса могу сказать,  что пока таких планов глобально у нас нет, вместе с тем одним из важных и перспективных направлений  работы Минэнерго России является реализация майского указа Президента  в части повышения уровня энергетической обеспеченности изолированных и труднодоступных районов страны, полагаем, что в рамках реализации это задачи мы будем прорабатывать темы, связанные с развитием малой генерации на базе ВИЭ в таких регионах, включая  инструменты долгосрочного тарифного регулирования, выработку предложений по потенциальных налоговых и таможенно-тарифным преференциям, стимулирующих их использование и др.

В части возможности взаимозачета – не вижу особых препятствий для применения подобной схемы учитывая наличие у потребителя, владеющего объектом микрогенерации, и у энергосбытовой компании однородных взаимных встречных обязательств по отношению друг к другу.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *