facebook
Транспорт, ТЭК

Нефтегазовая корпорация Shell ставит на водород?

водородные заправки Shell

Под Лондоном открыта водородная заправочная станция — совместное предприятие нефтегазовой ТНК Shell и ITM-Power, британской фирмы — специалиста в водородных технологиях. В Великобритании H2-инфраструктура находится в начальной стадии формирования. Объект стал седьмой водородной заправкой в стране. До конца года здесь будут построены еще две станции партнеров.

Shell также стала частью консорциума (в котором также участвует нефтяная компания Total), который планирует строительство 400 водородных заправок на территории Германии, а также рассматривает возможности развития этого бизнеса по всему миру.

Я до сих пор не вижу перспектив развития легковых автомобилей на водородных топливных элементах именно по причине недостатка инфраструктуры, сложности и капиталоемкости её создания. Да, водородный автомобиль может предложить рекордную на нынешний день дистанцию пробега на одном баке. В то же время пробег батарейных электромобилей растёт, уже практически все производители обещают 500 километров в ближайшем будущем, а построить зарядную «станцию-электророзетку» несравнимо проще, чем водородную заправку. Если объём продаж электромобилей растёт высокими темпами и в этом году, очевидно, превысит один миллион единиц, то водородных автомобилей пока продаётся всего несколько тысяч в год.

Конечно, я могу недооценивать потенциал водородных технологий, а вот Shell, вероятно, видит здесь определённые бизнес-перспективы. Можно отметить, что все большее количество автопроизводителей начинают запускать водородные автомобили на топливных элементах в серию. Вслед за Toyota последовали Hyundai и Honda. General Motors также инвестирует в совместное с Honda производство топливных элементов на территории США.

Технологической особенностью открытого объекта является отказ от инфраструктуры по доставке и выгрузке топлива. В данном случае водород производится на месте посредством электролиза, то есть из воды с помощью электроэнергии. Такая организация производства водорода находится в логике перехода к чистой энергетической системе. Повышение доли ВИЭ в энергетическом балансе (а в Великобритании доля возобновляемой энергетики уже достигла примерно 25%, ещё более 20% приходится на безуглеродную атомную энергетику) обеспечивает улучшение экологически характеристик (уменьшение углеродного следа) производства водорода. Кроме того, при дальнейшем росте мощностей электростанций, работающих на основе энергии солнца и ветра, преобразование их пиковой «излишней» выработки в водород становится важным элементом организации энергосистемы, позволяет избежать потерь электроэнергии и получать водород наиболее рационально и дёшево.

Незначительные, по меркам основного бизнеса компании, инвестиции Shell в водородные объекты, безусловно, пока не свидетельствуют однозначно о стратегическом выборе концерна. Они могут скорее означать желание покрыть весь спектр потенциально прорывных технологий и обеспечить лидирующие позиции Shell в энергосистеме будущего. Напомним, что представители компании настроены довольно пессимистично по поводу будущего нефтяного рынка в сравнении с коллегами по отрасли.

Компания уже устанавливает зарядные станции для электромобилей на своих бензиновых заправках, активно вкладывается в ветроэнергетику, теперь пришёл черёд водорода. Использование электролизёров позволяет устанавливать водородные заправочные колонки на традиционных станциях Shell с относительно небольшими затратами.

Предыдущая статьяСледующая статья

1 Comment

  1. Тут такой момент. Электрозаправки ставят. Пока машин мало и нагрузка на сети очень небольшая. Надо будет посмотреть, что станет с рынком электричества, когда нагрузка на сеть от зарядки авто станет минимум 8% и более. особенно интересно было бы посмотреть на операторов энергорынка (сбытовики и генерирующие компании), когда потребление на зарядку электромобилей станет минимум 20 % от общего потребления.
    Водород более удобен тем, что позволяет консервировать электричество на более длинные сроки и его без проблем можно перевозить на большие расстояния. Так что вполне логичный шаг. Японцы в своей программе хотят еще и отапливаться водородом.

Добавить комментарий для Вадим Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *