RenEn

Китай быстро расширяет сеть производственных предприятий за рубежом

Китайские производители солнечных панелей, ветрогенераторов и аккумуляторов быстро расширяют свое глобальное присутствие. Только в 2024 году они создали 35 новых зарубежных производственных объектов, в результате чего их общее количество в указанных секторах составило 114. Данные приводит компания Wood Mackenzie.

Эти объекты стратегически расположены на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Европе, и с их помощью китайский бизнес пытается обходить растущие тарифные барьеры.

Экспорт продукции из Китая в 2024 году вырос в натуральном выражении. Объем экспорта ветряных турбин увеличился на 72%, солнечных панелей на 11%, аккумуляторной продукции на 28%.

В то же время промышленность постепенно переходит от экспорта к зарубежному производству, чтобы преодолеть торговые ограничения.

Китай остается доминирующим мировым производителем, выпуская более 80% ветряных турбин, солнечных батарей и аккумуляторов для хранения энергии. Эти масштабы обеспечивают значительные стоимостные преимущества. Даже при производстве за пределами КНР китайские ветряные турбины дешевле на 28%, солнечные модули на 4%, а аккумуляторы на 31%, чем сопоставимые западные продукты, что делает их очень привлекательными для разработчиков проектов ВИЭ.

По данным Wood Mackenzie, Китай сталкивается с торговыми барьерами на более чем 20 рынках и экстремальными тарифными ставками США, достигающими 696% для некоторых продуктов солнечной индустрии. При этом китайские компании открыли 35 новых зарубежных производственных объектов в 2024 году, демонстрируя замечательную устойчивость в поддержании доминирования в рассматриваемых секторах.

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» продолжает играть центральную роль в китайской энергетической стратегии. Wood Mackenzie прогнозирует, что к 2030 году Китай может контролировать почти 80% крупномасштабных солнечных и ветровых мощностей на ведущих рынках инициативы «Один пояс, один путь». Это формирует мощную сеть влияния, которая позволит полностью обойти западные торговые барьеры.

WoodMac выделят четыре основные бизнес-модели, лежащие в основе китайской зарубежной экспансии, начиная от прямых инвестиций, и заканчивая партнерствами по поставкам компонентов с западными производителями оборудования. Этот диверсифицированный подход позволяет китайским компаниям сохранять контроль над производством, при этом демонстрируя соответствие требованиям местного содержания.

Фокус рынка также смещается. Страны со стабильными политическими и экономическими условиями в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке становятся все более привлекательными для китайских инвестиций, в то время как высокие затраты и строгие требования к входу на рынок в Европе снижают ее привлекательность. В частности, Саудовская Аравия и Оман с амбициозными целями по развитию возобновляемых источников энергии, привлекают значительный интерес у Китая.

Несмотря на рост объемов экспорта в натуральном выражении, общие экспортные доходы Китая от экспорта рассматриваемой продукции снизились на 13% в 2024 году из-за падения цен, вызванного жесткой внутренней конкуренцией (см. график). Доходы от экспорта солнечных модулей снизились на 29%, а доходы от продажи аккумуляторов — на 5%. 

По иронии, политика разных стран, направленная на увеличение доли местного содержания, такая как Закон ЕС о промышленности с нулевыми выбросами (Net Zero Industry Act) или Закон США о снижении инфляции (IRA), ускоряют экспансию Китая за рубежом. Вместо того, чтобы ограничивать роль КНР, эта политика стимулирует более сложные глобальные производственные стратегии китайских компаний, которые в конечном итоге могут усилить китайское влияние через широко распределенные производственные сети.

Читайте нас в Telegram!