RenEn

Электромобили и выбросы СО2 – сравнительный анализ

Хорошая большая статья с графическими материалами опубликована в голландском издании De Correspondent. Статья называется «Почему электромобили всегда зеленые (и как они могут стать еще зеленее)».

Здесь очень убедительно (со ссылками на источники) разъясняется, что углеродный след электромобиля в течение его полного жизненного цикла меньше, чем у бензинового. В конце приводится список литературы для дополнительного чтения.

Расчет приводится для голландского рынка. Следует обратить внимание, что голландская структура производства электроэнергии является «грязной» по мировым меркам. Здесь 82% электроэнергии производится на основе ископаемого сырья (в первую очередь, природного газа и угля). То есть структура генерации в Голландии много грязнее, чем, скажем, в России, где высока доля ГЭС и безуглеродной атомной энергетики.

В статье рассматриваются все стадии жизненного цикла автомобиля.

  1. Производственная стадия (в том числе изготовление блока аккумуляторов для электромобиля), включая утилизацию по окончании срока службы.
  2. Производство топлива для автомобиля (электричество и бензин).
  3. Эксплуатация электромобиля.

Результат суммируется.

1. Понятно, что в производстве электромобиль грязнее, поскольку для него «дополнительно» нужно произвести аккумуляторы. Об этом мы подробно рассказывали в нашей статье «Производство литий-ионных аккумуляторов: климатическая катастрофа?»

2. Как при производстве бензина, так и при выработке электроэнергии происходят выбросы парниковых газов. Если структура генерации является столь «грязной», как в Нидерландах, то удельные выбросы СО2 при производстве «топлива» для электромобиля намного выше, чем удельные выбросы НПЗ. Если структура генерации является такой же чистой, как, например, в Норвегии, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) на данной стадии очевидно проигрывает.

3. Со стадией эксплуатации всё понятно. Основная доля выбросов автомобиля с ДВС приходится на эксплуатацию. У электромобиля она равна нулю.

Наконец, итог.

Как мы видим, даже при голландской («неудовлетворительной» с климатической точки зрения) структуре производства электроэнергии выбросы СО2 в течение жизненного цикла электромобиля меньше, чем у бензиновой машины. Если электромобиль бегает на полностью возобновляемой энергии, разрыв становится еще больше. А уж если (добавлю от себя) производства аккумуляторов в Китае будут работать на возобновляемом электричестве (по образу и подобию Тесла), то и углеродный след электрического транспорта сойдет на нет практически полностью.