Пока Россия отдыхала четыре дня в честь солидарности с трудящимися, в западной прессе живо обсуждалась цена на нефть в $300 за баррель.
Пьер Андуран (Pierre Andurand), глава Andurand Capital Management LLP написал в Twitter: «Если цены на нефть не будут расти достаточно быстро, то через несколько лет не будет невозможной нефть за 300 долларов». Об этом, вроде бы, первым рассказал Bloomberg, охарактеризовав автора сообщений как одного из самых известных управляющих хедж-фондов в нефтяном секторе.
Андуран отметил, что беспокойство о влиянии электромобилей на будущий спрос на нефть ограничивает инвестиции в проекты с большими сроками реализации.
«Как ни парадоксально, эти опасения по поводу пика спроса могут привести к наибольшим проблемам с поставками», — писал он.
«Нам нужна нефть по +$100 для стимулирования достаточных инвестиций за пределами США» (прямо по И.И. Сечину, который как-то заявил: «новая нефть дается трудно и требует как инноваций, так и крупных инвестиций, а значит, и адекватных цен»).
По каким-то причинам твиты Андурана позже были удалены.
В-принципе, всё сказанное главой Andurand Capital Management LLP понятно и логично и перекликается с другими заявлениями некоторых «нефтяных генералов»: низкие цены плюс падение инвестиций могут привести к дефициту и росту цены в будущем. Сегодня инвестировать в долгую на нефтяном рынке решится не каждый, многие нефтегазовые компании «готовятся к энергетической трансформации». Например, Shell планирует выработать свои запасы на 80% до 2030 году.
А если спрос на нефть будет расти?
Нужно учитывать, что нынешняя ситуация принципиально отличается от прежних периодов скачков/падения цен. Отличие в том, что сегодня в наличии надежные альтернативные транспортные технологии, которые в 2020-х годах (в каких-то регионах раньше, где-то – позднее) достигнут стоимостного паритета с обычными автомобилями без всякой господдержки при нынешних уровнях цен на топливо. Значительный рост цен на сырье подвинет эту точку паритета ближе к настоящему. При этом перестройка промышленности и инфраструктуры может произойти быстрее, чем мы можем себе представить. Она уже идет. Посмотрите на Китай, который вводит квоты на электромобили или на Volvo (тоже, впрочем, китайскую), которая к 2025 году собирается довести долю чистых электромобилей (не гибридов) в продажах до 50%. Добавим сюда мощный «идеологический фактор»: нежелательность сжигания ископаемого сырья в связи с климатической угрозой.
Да, на рынке могут возникать дисбалансы, нефть может стоить и $300, и $400. Но, нефтегазовые концерны и страны-экспортеры не очень много смогут выиграть от этого. Основными выигравшими будут ВИЭ и электромобили.
Позиция регуляторов стран-импортеров очевидна: от дополнительной дельты между «новой» высокой и старой ценой, которую должны выручать поставщики нефти, будет всё больше отщипываться на стимулирование альтернативных энергетических и транспортных технологий.
В этом и состоит патовая, для сырьевого сектора, ситуация. Низкие цены – нет инвестиций, высокие цены – ускорение энергетической трансформации. В этом плане для нефтянки, я думаю, оптимален некий «средний» уровень цен («как сегодня»). Он позволяет зарабатывать, но при этом не шокирует потребителей.