После многих лет интенсивных переговоров в рамках Международной морской организации (ИМО) при ООН страны-участницы в пятницу достигли соглашения по сокращению выбросов парниковых газов от мирового судоходства, установив обязательные стандарты выбросов парниковых газов от использования топлива и определив отраслевой механизм ценообразования на выбросы.
Это вроде бы первый международный отраслевой механизм сокращения выбросов.
На завершившейся конференции ИМО была подтверждена долгосрочная цель: достичь нулевого баланса выбросов к 2050 году или около того. Для достижения этой долгосрочной цели действия необходимы уже сегодня, и соответствующие механизмы были согласованы.
Первоначальное предложение блока стран, включая Европейский союз, предусматривало сбор за выбросы парниковых газов («налог на выбросы») для судоходства. Однако это предложение не прошло (согласно СМИ, против выступила группа стран, включая Китай и Бразилию), и было принято «компромиссное соглашение», в соответствии с которым устанавливаются:
1) «Мировой топливный стандарт». Суда должны со временем сокращать свою годовую интенсивность выбросов парниковых газов от использования топлива (greenhouse gas fuel intensity — GFI). То есть на каждую единицу использованной энергии должно приходиться определенное количество выбросов парниковых газов, уменьшающееся со временем;
2) «Мировой экономический стимул». Суда, выбрасывающие свыше пороговых значений GFI, должны будут приобретать «корректирующие единицы» для компенсации избыточных выбросов, в то время как суда, использующие технологии с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов парниковых газов, будут иметь право на финансовое вознаграждение.
Суда, выбросы которых превышают установленные пороговые значения, могут компенсировать разницу путем:
- Получения (покупки) лишних единиц у других судов;
- Использования единиц, которые они уже накопили;
- Использования корректирующих единиц, то есть заплатив за избыточные выбросы в ИМО.
Для сбора платежей будет создан Фонд IMO Net-Zero. Собранные средства затем будут направляться на:
- Поощрение судов с низким уровнем выбросов;
- Поддержку инноваций, исследований, инфраструктуры и инициатив справедливого перехода в развивающихся странах;
- Финансирование обучения, передачу технологий и наращивание потенциала для поддержки Стратегии ИМО по парниковым газам; а также
- Смягчение негативного воздействие на уязвимые государства, такие как малые островные развивающиеся государства и наименее развитые страны.
Новое регулирование будет применяться к крупным океанским судам водоизмещением более 5000 тонн, на долю которых в совокупности приходится 85 процентов выбросов углекислого газа морским судоходным флотом.
Ожидается, что эти меры принесут около $10 млрд в год, что намного меньше, чем $60 млрд в год, который мог бы дать налог на выбросы.
По сообщениям СМИ, около дюжины стран, включая США, Саудовскую Аравию, Россию, Объединенные Арабские Эмираты, выступили против соглашения. В конечном итоге предложение было вынесено на голосование и принято большинством. Соединенные Штаты демонстративно отказались участвовать в последнем раунде переговоров в Лондоне, объясняя шаг политикой своей администрации — ставить интересы США на первое место при «разработке и обсуждении любых международных соглашений».
По сообщению «Гардиан», многие малые островные государства воздержались при окончательном голосовании, что продемонстрировало их разочарование. Саймон Кофе, министр транспорта и энергетики Тувалу, заявил: «Мы приехали как страны, уязвимые к климату, с наибольшей потребностью и самым ясным решением [в виде налога]. И с чем мы столкнулись? Слабые альтернативы от крупнейших экономик мира — альтернативы, которые не выведут нас на путь к 1,5 градуса по Цельсию. Они просили нас довольствоваться меньшим, в то время как мы теряем больше всего».
Указанные меры еще не утверждены окончательно. Это должно произойти в октябре текущего года, а вступление их в силу намечено на 2027 год.
Читайте также: Объем мировых заказов на морские суда, работающие на метаноле, вырос до 340 единиц.
Читайте нас в Telegram!
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Яндекс Кошелёк (ЮMoney)
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241