В июле текущего года представители европейского авиационного концерна Airbus рассказывали, впрочем, «неофициально», что компания нацелена выпустить первый водородный самолёт в начале 2030-х.
21 сентября Airbus представил три концептуальные модели самолётов, работающих на водороде. Общее название концепции и программы разработок: ZEROe. В нём угадывается словосочетание «нулевые выбросы».
Первая модель (Turbofan) выглядит как обычный самолёт за исключением более длинных и гибких крыльев (картинка выше). Вторая модель (Turboprop) представляет собой авиалайнер с турбовинтовыми двигателями с шестилопастными винтами. Третью модель (Blended-Wing Body) отличает революционный дизайн, принципиально новая конструкция корпуса «смешанное крыло» («крыло-фюзеляж»).
В авиации рассматриваются два основных типа силовых установок, работающих на водороде. Это двигатели (турбины), в которых водород сжигается, и топливные элементы, в которых водород преобразуется в электрическую (и тепловую) энергию посредством химической реакции. Все три «концептуальные» модели Airbus с нулевым уровнем выбросов, являются водородными гибридными самолетами. Это означает, что они оснащены модифицированными газотурбинными двигателями, которые используют жидкий водород в качестве топлива. В то же время они также используют водородные топливные элементы для выработки электроэнергии, дополняющей газовую турбину, в результате чего получается высокоэффективная гибридно-электрическая силовая установка. Однако каждый вариант имеет несколько иной подход к интеграции системы хранения и распределения жидкого водорода. Инженеры Airbus разработали концептуальные интеграционные решения, которые тщательно учитывают проблемы и возможности каждого типа самолета.
Производитель отмечает, что, если развитие водородных технологий будет развиваться ожидаемыми темпами, долгожданный коммерческий самолет Airbus с нулевым уровнем выбросов сойдет с конвейера и будет введен в эксплуатацию к 2035 году.
Для достижения этой амбициозной цели планирует запустить авиастроительную программу ZEROe к 2025 году. Предполагается, что полномасштабный прототип самолета будет представлен к концу 2020-х годов.
«ZEROe станет первым в мире коммерческим самолетом с нулевым уровнем выбросов, — говорит Жан-Брис Дюмон, исполнительный вице-президент. «Как инженер, я не могу представить работу над чем-то более захватывающим, чем это».
Нельзя не отметить быстрый поворот авиации к водороду.
«Еще пять лет назад водородные двигатели даже не рассматривались нами как жизнеспособная технология сокращения выбросов», — отмечает Гленн Ллевеллин, вице-президент Airbus.
Да, разработки велись давно. Мы помним, что Россия (СССР) во второй половине 80-х годов (более 30 лет назад!) обладала передовыми технологиями водородной авиации высокой степени готовности. Самолёт модели Ту-155 (созданный на основе Ту-154Б) совершил пять испытательных полётов на жидком водороде.
Однако еще несколько лет назад вряд ли кто-либо серьезно рассматривал водород в качестве реальной альтернативы авиационному керосину.
Читайте также: Водородная авиация готовится к взлёту.
Уважаемые читатели!
Ваша поддержка очень нужна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области возобновляемых источников энергии.
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241