В газете South China Morning Post опубликована любопытная заметка, в которой рассказывается, что Китай сталкивается с проблемой переизбытка производственных площадок по выпуску электромобилей. По оценкам, в Китае насчитывается около 500 электромобильных стартапов, и далеко не только те марки, о которых мы уже слышали, и не новые совместные предприятия с участием ведущих мировых автомобильных брендов и крупных китайских компаний, таких как BAIC, BYD или Brilliant. Это – новые имена.
По данным рейтингового агентства Fitch, если сложить нынешние мощности автопроизводителей и заявки стартапов, то в Китае к 2020 году может производиться до 20 миллионов электромобилей. Это в 10 раз превышает запланированный правительством объем продаж в 2 миллиона единиц в указанном году.
Правительство Китая даже начало препятствовать запуску новых компаний по производству электрических машин. Предприятия, которые намерены выпускать менее 100 000 автомобилей в год, не получат разрешение на строительство заводов.
«Неудивительно, что в быстрорастущем производственном секторе наблюдается приток инвестиций, который в конечном итоге привел к избыточным мощностям», — отмечает Дин Хайфэн, консультант шанхайской Integrity Financial Consulting.
«За последние два десятилетия мы наблюдали похожие сценарии в производстве телевизоров и солнечных батарей в стране, а также в судостроении. Центральному правительству необходимо как можно скорее охладить рынок электромобилей».
Этот избыток предложения отмечается на фоне открытия завода Tesla в Шанхае в текущем месяце. Ожидается, что в конечном итоге на нём будет производиться до 500 000 автомобилей в год. В октябре 2018 года Volkswagen начал строительство своего шанхайского завода, который будет выпускать до 300 000 электромобилей ежегодно. Таким образом, можно констатировать, что в КНР происходит настоящий бум электрического автомобилестроения, который приведёт к достаточно быстрой трансформации транспортного сектора. Этот тренд уже подтверждается статистикой.
Общие розничные продажи автомобилей в Китае упали на 5,8 процента в 2018 году до 22,3 миллиона штук, впервые с 1992 года. С другой стороны, в прошлом году в Китае было продано 1,26 миллиона так называемых «автомобилей, работающих на новых источниках энергии» (New Energy Vehicles) – их продажи выросли на 61,7%. Это соответствует мировым тенденциям (напомню, есть мнение, что в мире в 2018 был пройден пик продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания). Ожидается, что переход Китая от «старых» бензиновых машин к электромобилям ускорится в текущем году. Однако Bloomberg прогнозирует, что продажи электромобилей в Китае в 2019 году достигнут 1,5 млн. единиц, что означает более низкий темп роста, чем в предыдущие годы.