facebook
ТЭК, Финансы

Субсидии сырьевому сектору в Европе оценили в 112 млрд евро в год

энергетические субсидии

Европейские правительства и Европейский Союз выделяют в сумме примерно 112 миллиардов евро в год в качестве субсидий на производство и потребление ископаемого сырья.

Это утверждается в новом докладе, который был выпущен на прошедшей неделе организациями Overseas Development Institute (ODI) и Climate Action Network (CAN) Europe. В исследовании обобщается информация, публикуемая одиннадцатью европейскими странами и Европейским Союзом, касающаяся поддержки нефти, газа и угля в период 2014-2016.

В Докладе под названием «Сворачивание-2020: Мониторинг европейских субсидий ископаемому топливу» (Phase-Out 2020: Monitoring Europe’s fossil fuel subsidies) утверждается, что в среднем за год европейцы субсидируют сырьевой сектор на 112 млрд евро, при этом самая весомая часть поддержки (€49 млрд) достается транспортной отрасли.

Структура субсидий ископаемому топливу в Европе представлена в следующей таблице:

энергетические субсидии

Поддержка европейскими правительствами сырьевого сектора – давно известный факт. В то же время в докладе подчеркивается масштаб этих субсидий, который превышает поддержку возобновляемых источников энергии.

Европейский Союз и его члены взяли на себя обязательства прекратить субсидирование ископаемого топлива до 2020 года. Однако, как показывают результаты исследования, они еще очень далеки от этого. Поэтому достижение их целей по декарбонизации находится под угрозой.

Сам Европейский Союз (как организация) ежегодно предоставляет сырьевому сектору в среднем 4 миллиарда евро в год из своего бюджета, средств банков развития и фондов. Основное направление затрат ЕС в сырьевом секторе – это газовая инфраструктура.

Авторы доклада подчёркивают, что даже угольная генерация, самый грязный вид энергетики, субсидируется странами-членами ЕС как минимум на 2 млрд евро в год.

Немецкие экологические организации, такие как BUND и WWF Deutschland, уже отреагировали на доклад, призвав правительство прекратить субсидировать ископаемое топливо. «Стыдно, что Германия больше всех субсидирует дизель в сравнении с другими странами Европы – несмотря на скандал с выбросами и несмотря на то что дизельные легковые автомобили не могут обеспечить никакой вклад в защиту климата», — считает эксперт BUND.

Авторы используют термин «субсидии» в достаточно широком смысле. Под ними подразумеваются всякие движения финансовых средств, идущие «на пользу» производству или потреблению ископаемых ресурсов. Например, финансирование проектов сырьевого сектора европейскими институтами развития, которое, очевидно, осуществляется на возвратной основе (пускай, вероятно, и на льготных, по сравнению с коммерческим кредитованием, условиях). Или налоговые льготы для тех или иных продуктов/проектов сырьевого сектора (разница между прежней ставкой акциза и льготной учитывается в качестве субсидий). Всё это дискуссионные моменты. В то же время, как отмечено в докладе, подход авторов к оценке энергетический субсидий соответствуют классическому определению ВТО: «любой финансовый вклад правительства или агента правительства, который предназначен конкретному получателю, и приносит выгоду получателям по сравнению с другими участниками рынка».

В любом случае, такое широкое толкование также полезно, поскольку даёт понимание степени вовлеченности европейских государств в деятельность сырьевого сектора и выделяет точки, в которых данное участие может быть сокращено.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *