facebook
Накопители, Транспорт

Литий: спрос и предложение

Литий

В связи с ростом числа электромобилей и развитием систем хранения энергии на основе литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов остро встаёт вопрос достаточности лития для обеспечения растущего спроса данных секторов промышленности/энергетики. В частности, высказываются предположения, что данного металла «не хватит», «он закончится», «сильно подорожает» и т.п.

7 сентября в издании Bloomberg Businessweek была опубликована статья под названием «Нам будет нужно больше лития» с очень удачными иллюстрациями, в которой как раз и раскрываются данные вопросы.

Литий используется для производства аккумуляторов, химический состав и устройство которых выглядят примерно следующим образом:

Литий-ионный аккумулятор

Опасение наступления дефицита лития привело к тому, что цена на металл за последние 10 месяцев выросла в три раза — до $ 20 тыс. за тонну. Спрос на литий, очевидно, не снизится в обозримом будущем. Напротив, скажем, Bloomberg New Energy Finance (BNEF) ожидает 30-кратное увеличение производства электромобилей к 2030 году. В блоке аккумуляторов электромобиля Tesla Model S используется более 7000 батарей, в которых в сумме содержится примерно 7 кг лития.

блок аккумуляторов для электромобиля

При этом, «в земле литий есть». BNEF считает, что за грядущую дюжину лет будет выработано всего 1% мировых запасов, а Deutsche Bank прогнозирует, что лития хватит на 185 лет. Вот такая карта месторождений приведена в статье:

Месторождения лития

Однако, производителям батарей нужно разрабатывать гораздо больше месторождений, чтобы обеспечивать потребности производства. По данным BNEF, к 2030 году компании Tianqi Lithium, SQM, Albemarle и FMC, которые доминируют в бизнесе, должны будут поставлять количество лития, достаточное для работы 35 заводов размером с Гигафабрику Тесла, которая сейчас строится в штате Невада. Суммарный объём инвестиций в разработку новых месторождений по добыче элементов, из которых производятся литий-ионные батареи (не только лития), должен составить 350-750 млрд долларов США, подсчитали аналитики Sanford C. Bernstein & Co.

При этом, разработчики месторождений вынуждены работать в достаточно сложных регионах, где могут действовать государственные ограничения на добычу или количество добываемого лития. Около половины мировых запасов находится в Чили, преимущественно на засушливом плато Атакама на границе с Аргентиной. Это место является родиной пастухов, обеспокоенных проблемой загрязнения и нехватки воды, которая связана с процессом добычи, а также риском нанесения ущерба местам, которые они считают священным. Еще одно месторождение находится в живописном английском графстве Корнуолл, знаменитом своими топлеными сливками и пляжами…

Горнодобывающие компании планируют начать разрабатывать ещё 20 месторождений в дополнение к имеющимся 16-ти, однако, все равно остаются опасения, что они смогут обеспечить растущий спрос в срок (первая из запланированных новых разработок должна начать действовать в 2019). В то же время глава горнодобывающей компании Anglo American Plc смотрит на проблему совсем с другой стороны: «Здесь много проектов, все это в конечном итоге приведёт к перепроизводству».

Все эти сложные движения на рынке лития, тем не менее, не отразятся на конечной цене электромобиля Тесла или MacBook Pro, говорит Эдвард Спенсер, старший консультант лондонской исследовательской компании CRU International Ltd. «Стоимость лития абсолютно ничто по сравнению с общей ценой автомобиля». Литий — это «соль в салате», как когда-то высказался глава Tesla Inc. Илон Маск. Главное, чтобы поставки были устойчивыми.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий