В июне прошлого года мы писали о канадской компании Li-Cycle, предложившей новый двухэтапный процесс переработки литий-ионных батарей, позволяющий извлекать 80%-100% содержащихся в них материалов.
Процесс Li-Cycle на первом этапе включает в себя «механическое уменьшение размера», то есть измельчение батарей. Для данного процесса не требуется разрядка аккумуляторов, что снижает трудозатраты и операционные расходы. Второй шаг в переработке — процесс гидрометаллургии, «мокрой химии». Из измельчённого металла здесь извлекаются ценные компоненты, такие как карбонат лития, литий, кобальт, медь, алюминий, графит, железо, если речь идёт о железо-фосфатных аккумуляторах.
Технология экологически устойчива – она не приводит к образованию «потока твёрдых отходов», обеспечивает минимальный/нулевой расход воды и не связана с выбросами каких-либо вредных веществ в атмосферу.
В начале января 2020 года компания объявила, что она осуществила первую коммерческую поставку переработанного материала неназванному заказчику.
«Концентрат энергетических металлов» был получен из старых литий-ионных аккумуляторов, переработанных на предприятии Li-Cycle в Онтарио, Канада. Он содержит ключевые энергетические металлы, такие как кобальт, никель и литий. Компания заявляет, что она «одна из немногих в мире способна извлекать критически важные материалы из литий-ионных аккумуляторов устойчивым и безопасным способом».
По прогнозу BloombergNEF к 2040 году в мировом парке будет 540 миллионов электромобилей. Кроме того, согласно прогнозам, объём систем хранения энергии на основе литий-ионных аккумуляторов будут расти чрезвычайно высокими темпами. По мнению многих экспертов, литий-ионная технология ещё долго будет доминировать на рынке. Соответственно, и объёмы отработанных батарей будут расти. Вот так иллюстрирует ситуацию на ближайшие годы Global Battery Alliance:
«В то время как литий-ионные батареи играют все более важную роль в глобальном переходе к электрификации, в мире нет жизнеспособного варианта для решения проблемы быстро растущих объемов отработанных литий-ионных батарей», — отмечает Li-Cycle. Компания предлагает решение этой проблемы «с помощью инновационного и устойчивого процесса восстановления ресурсов».
«Первая поставка коммерческого продукта знаменует собой значительную веху для Li-Cycle на пути компании к тому, чтобы стать главным процессором восстановления ресурсов, обрабатывая все типы литий-ионных батарей от широкого круга клиентов и применений», — говорит Аджай Коххар, президент и главный исполнительный директор Li-Cycle.
Материалы, производимые Li-Cycle, обеспечивают значительную чистую выгоду для окружающей среды по сравнению с традиционными методами производства, считает компания. В частности, возврат переработанных материалов аккумуляторов в коммерческих объёмах в цепочку поставок компенсирует использование материалов, добываемых из первичных источников. В результате деятельность Li-Cycle косвенным образом уменьшает масштабы воздействия на окружающую среду (например, выбросы в атмосферу, воздействие на почву и воду) и социальные последствия добычи и переработки первичных материалов.