facebook
Климат, Общество

О государственной стратегии снижения выбросов парниковых газов в России

Стратегия выбросы парниковых газов в России

Министерство экономического развития опубликовало проект «Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов».

«Стратегия направлена на обеспечение перехода России на траекторию диверсифицированного экономического развития, характеризующегося низким уровнем выбросов парниковых газов», — утверждает Минэкономразвития. При этом во всех четырёх сценариях, рассматриваемых в стратегии – двух основных («Базовом» и «Интенсивном») и двух «вспомогательных» – прогнозируется рост выбросов парниковых газов от уровня 2017 года. И только в одном сценарии — Интенсивном — ожидается небольшое сокращение выбросов от сегодняшнего (2020 год) уровня. То есть «низкий уровень выбросов парниковых газов», по задумке авторов — это уровень сегодняшний, который в базовом сценарии будет к 2050 г даже превышен.

Стратегия говорит об абсолютном сокращении выбросов от уровня 1990 года (-36% к 2050 году в Базовом сценарии). В связи с этим следует напомнить, что всё снижение, которое как бы планируется обеспечить до 2050 года, состоялось уже давно, и с большим запасом, в «лихие девяностые». Другими словами, нынешние обязательства сокращения выбросов выглядят, так сказать, лукавством.

Конечно, можно рассуждать, что тогда, в 90-е, был спад и развал народного хозяйства, а теперь подъём, и наша экономика будет лететь вперёд семимильным шагами (пока не летит, но мы надеемся на лучше), поэтому будут расти и выбросы, а рост энергоэффективности, заявляемый в стратегии, не сможет это увеличение эмиссии парниковых газов компенсировать.

Вместо абсолютного сокращения выбросов стратегия делает упор на удельной величине – снижении углеродоёмкости российского ВВП. Мол, ВВП сильно вырастет, соответственно, вырастут и выбросы, но на единицу ВВП выбросы всё-таки сократятся. В базовом сценарии углеродоёмкость российского ВВП должна снизиться на весьма скромные 9% к 2030 году и на 48% к 2050 г. Другими словами, до 2030 года мы ничего не собираемся делать. Такая позиция фактически означает продолжение функционирования экономики на технологической основе прошлого века, в котором о низко- и безуглеродных технологиях для разных секторов экономики практически не думали. Такое «развитие» может привести к консервации технологической отсталости, которая будет препятствовать достижению целей роста ВВП, сформулированных в той же стратегии.

Индия и Китай в своих национальных обязательствах (NDC) в рамках Парижского соглашения также брали на себя обязательства по снижению удельных показателей при сохранении роста выбросов. Например, КНР обязуется к 2030 году сократить выбросы CO2 на единицу валового внутреннего продукта на 60-65% от уровня 2005 года, а также достичь пика выбросов к 2030 году «или раньше» (сегодня уже говорят, что КНР, вероятно, достигнет пика выбросов намного раньше 2030 года).

Поразительно, но в двух основных сценариях, Базовом и Интенсивном, российская стратегия также показывает нам пик выбросов в 2030 году:

снижение выбросов парниковых газов в России

При этом, конечно, ни Индия, ни Китай не могут являться для нас ориентирами в рассматриваемом вопросе динамики выбросов по причине принципиально иных исходных (социально-экономических) условий.

Что еще следует отметить. В базовом сценарии стратегии практически не предусмотрено развитие возобновляемых источников энергии. В соответствии с указанным целевым показателем, в 2050 году в России на основе ВИЭ (не считая ГЭС) должно будет выработано 55 млрд кВт*ч (55 ТВт*ч) электроэнергии (4,4%).

Для сравнения, в КНР в 2019 году, то есть уже сейчас, солнечная и ветровая энергетика совместно выработали 629,5 ТВт*ч электроэнергии, в 11 раз больше (8,6% производства электроэнергии в КНР). Вы скажете: Китай – это совершенно другой масштаб. Хорошо, приведём другой пример. В 2019 году ветроэнергетика Испании выработала примерно 55 ТВт*ч, то есть столько же, сколько российские ВИЭ (не считая ГЭС) должны будут произвести в далёком 2050 году.

В этом кроется одна из причин, почему «низкий уровень парниковых газов», о котором говорит стратегия, к 2050 году остаётся столь же высоким, что и сегодня.

Такая позиция – это фиксация технологической отсталости, поскольку нет никаких сомнений, что технический прогресс в электроэнергетике в ближайшие десятилетия будет в значительной степени связан с технологиями солнечной и ветровой энергетики.

Применительно к Интенсивному сценарию говорится о «кардинальном увеличении генерации на основе ВИЭ», но в тексте стратегии, опубликованном Минэкономразвития, к сожалению, не приведены конкретные численные показатели этого увеличения.

Представленный проект Стратегии долгосрочного развития РФ до 2050 года с низким уровнем выбросом парниковых газов содержит много интересной фактуры и может использоваться в качестве справочника по вопросам мировой энергетической и климатической политики. Вот только ни развития России, ни низкого уровня выбросов парниковых газов в России в нём не просматривается.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *