facebook
Климат

О стратегии экологической безопасности РФ

экологическая безопасность РФ

19 апреля текущего года президент РФ утвердил Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. Читаем и пытаемся разобраться.

Для начала с удовлетворением отмечаем, что тему изменения климата не забыли. Отлично! Едва ли впервые экологическую безопасность официально увязали с изменением климата. Достижение! Наводим оптику и приглядываемся.

1. Среди глобальных вызовов экологической безопасности (п.19) под первым номером названы последствия изменения климата. Вроде бы хорошо. Но настораживает, что акцент сделан не на самом изменении климата, а на последствиях. Т.е. бороться предлагается не с изменением климата, а с его последствиями.

Плохо также, что не упомянуты факторы, которые вызывают это изменения. Ничего не сказано о выбросах ПГ и о том, что происходящие изменения климата носят антропогенный характер. В итоге получается, что изменение климата оказывается какой-то экзистенциальной угрозой, не связанной с тем, что и как мы (люди, человечество вообще, и Россия в частности) делаем.

2. Раз сказав про последствия изменения климата, документ на этом настаивает и дальше. В п. 25 уже в явном виде написано, что задача, которую необходимо решить в целях обеспечения экологической безопасности, — это смягчение негативных последствий воздействия изменений климата на компоненты природной среды. Причем эта задача стоит на самом последнем месте. Несмотря на то, что в списке угроз последствия изменения климата названы раньше других. Кажется, что это несколько не логично. Впрочем, если задача формулируется именно так, то ничего удивительного нет. Надо только понимать, что в Парижском соглашении речь идет не о смягчении последствий воздействия изменений климата, а о смягчении самих этих изменений путем снижения антропогенной нагрузки на климатическую систему, и, прежде всего, путем кардинального снижения выбросов парниковых газов, причем в перспективе — до нуля.

Получается, что в этой части наша экологическая стратегия с Парижским соглашением спорит.

3. А дальше опять происходит непонятное.

В п. 27 среди механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности первыми названы меры государственного регулирования выбросов ПГ, а также разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата. Это тем более странно, что о сокращении выбросов ПГ ранее, в пункте про задачи, ничего не говорилось. Получается, что задачи сократить выбросы ПГ нет, а регулировать их мы тем не менее собираемся.

Но самое интересное даже не это. Куда интересней то, что для обеспечения экологической безопасности предлагается не перейти на низкоуглеродный путь развития со снижением выбросов ПГ, а предлагается разрабатывать стратегии развития, предусматривающие низкий уровень выбросов парниковых газов. Это уже похоже на шаманство, на танцы с бубнами. Не находите? Разработка стратегий (интересно, сколько их всего планируется разработать — две, пять, пятнадцать?) сама по себе никакой экологической безопасности и защиты от изменения климата, очевидно, обеспечить не может. Но вот подишь ты. Глядя в текст, начинаешь сомневаться и недоуменно чесать в затылке.

Источник: блог Михаила Юлкина. Перепечатано с разрешения.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *