Датская компания Orsted обнародовала планы строительства офшорного ветрового энергетического центра мощностью до 5 ГВт, соединяющего Данию, Польшу, Швецию и Германию, для поддержки крупномасштабного производства зеленого водорода и создания «первого в мире энергетического острова» на острове Борнхольм (Bornholm) в Балтийском море.
Мировой лидер в офшорной ветроэнергетике планирует запустить этот масштабный кластер строительством ветровой электростанцией мощностью 1 ГВт в зоне Ренне-Банке (Rønne Banke) к юго-западу от острова Борнхольм, одной из областей, уже выделенных Данией для будущего развития офшорной ветроэнергетики.
Смысл затеи понятен. На острове, который расположен в Балтийском море, разместятся сервисные центры и подстанции, обслуживающие несколько находящихся поблизости от него морских ветровых станций. Остров станет центром, распределяющим электроэнергию по нескольким странам, находящимся от него на небольшом удалении.
По мнению Orsted, первоначальная мощность 1 ГВт может быть впоследствии расширена до 3-5 ГВт с подключением Швеции и Германии к создаваемой инфраструктуре.
Мартин Нойберт, генеральный директор Orsted Offshore, отмечает: «Офшорные ветряные кластеры с передачей электроэнергии в несколько стран необходимы, если мы хотим реализовать огромный потенциал офшорных ветров для создания зеленой Европы».
«Прежде чем строить из песка большие искусственные острова в Северном море, мы предлагаем учитывать в существующих планах строительства инфраструктуры для передачи энергии и развития прибрежных зон для офшорной ветроэнергетики факт наличия существующего гранитного острова, а именно Борнхольма».
Напомню, еще в 2017 году было объявлено о масштабном проекте по созданию искусственного острова в Северном море, который мог бы обслуживать 70-100 ГВт офшорных мощностей.
Борнхольмский кластер может вырабатывать огромное количество электроэнергии, необходимой для электрификации транспортного сектора и теплоснабжения в Дании и других странах, которые он будет обслуживать. Если добавить сюда производство зеленого водорода, это могло бы внести дополнительный вклад в успех энергетического перехода, помогая переходить на чистое топливо секторам, которые сложно декарбонизировать, таким как тяжелый автомобильный грузовой транспорт, судоходство и авиация, отмечает Orsted.