facebook
Солнце, ТЭК

План ЕС по импорту зелёного водорода из Северной Африки не имеет смысла — исследование

импорт зеленого водорода в Европу из Северной Африки

Две организации – «Наблюдатель корпоративной Европы» из Брюсселя и базирующийся в Амстердаме «Транснациональный институт» — написали доклад «Оценка планов ЕС по импорту водорода из Северной Африки».

Авторы показывают, что импорт миллионов тонн зеленого водорода из Северной Африки имеет «мало смысла» из-за высоких затрат и отрицательного воздействия на климат.

Потребление возобновляемой энергии для собственных нужд стран Северной Африки — для декарбонизации их энергетики или сектора удобрений — было бы гораздо более рентабельным и оказало бы гораздо большее влияние на общее сокращение выбросов, говорится в отчете.

Даже экспорт электроэнергии из возобновляемых источников из Северной Африки в Европу был бы гораздо более дешевым и эффективным вариантом сокращения выбросов для ЕС.

«Есть большие вопросы относительно того, можно ли когда-нибудь будет экспортировать зеленый водород по достаточно привлекательным ценам, учитывая высокие затраты на производство и транспортировку», — поясняется в докладе.

Зелёный водород намного дороже природного газа на единицу энергии даже без учёта стоимости хранения и транспортировки и даже при сегодняшних очень высоких ценах на газ.

«Готова ли Европа платить столь значительную разницу в цене?» — задаются вопросом авторы.

В докладе утверждается, что возобновляемая электроэнергия, вырабатываемая в Египте, Марокко и Алжире «может быть лучше использована для замены отечественной генерации на ископаемом топливе и удовлетворения местных энергетических потребностей, в то время как линии электропередач с соседними странами — и, в конечном счете, ЕС — могли бы помочь сбалансировать энергосистемы».

«Для Марокко, Алжира или Египта нет большого смысла использовать свою возобновляемую электроэнергию для производства водорода и продуктов из водорода, а затем отправлять их в Европу со значительными потерями энергии, чтобы ЕС мог добиться сокращения выбросов в атмосферу».

В настоящее время Марокко получает подавляющую часть своей энергии из угля, при этом почти 100% электроэнергии Алжира вырабатывается из природного газа, а более 90% электроэнергии Египта поступает из нефти и газа.

В своей водородной стратегии Европейская комиссия предлагает установку 40 ГВт электролизёров в Европе к 2030 году и еще 40 ГВт для производства примерно 5,6 млн тонн возобновляемого H2 в соседних странах. В попытке ослабить зависимость от российского газа Комиссия недавно подняла целевой показатель импорта до 10 миллионов тонн к 2030 году в рамках своей новой стратегии REPowerEU.

Однако экономика этих начинаний под вопросом.

Большое количество энергии и денег потребуется для сжижения H2 или его использования для производства аммиака, а затем для транспортировки жидкости при температуре ниже нуля в Европу на судах или по трубопроводам, добавляют авторы. Высокие дополнительные затраты на транспортировку являются серьезной причиной того, что подавляющее большинство водорода сегодня производится в точке потребления.

По этим обстоятельствам европейские компании скорее будут производить водород и аммиак самостоятельно, чем импортировать их, утверждают авторы.

Потребление возобновляемой электроэнергии на местном уровне и ее передача соседним африканским и, возможно, ближневосточным странам «было бы гораздо более эффективным, чем попытки создать экспортный рынок для очень дорогих химикатов, которые, вероятно, будут производиться на внутреннем рынке в большинстве стран».

«Возможно, ЕС придется пересмотреть свою водородную стратегию, в частности, свои цели по «зеленому» импорту, и переоценить осуществимость и стоимость их достижения», — считают авторы.

Тем не менее, каждое из трех правительств рассматриваемых государств Северной Африки продвигает планы по зеленому водороду, а в случае Алжира и Египта, возможно, и синему H2, полученному из природного газа с улавливанием и хранением углерода — со всеми соответствующими выбросами метана в производственно-транспортной цепочке и необходимостью дорогого хранилища CO2.

Правительство Египта заявило, что считает H2 «ключевым путем экономического развития и предоставляет широкий спектр фискальной поддержки проектам зеленого водорода и аммиака», поясняется в докладе.

Алжир планирует в будущем заменить существующие потоки природного газа в Европу зеленым и/или синим водородом. Если рассмотреть «зелёный вариант», для его реализации потребуется около 500 ГВт солнечной генерации, в 1000 раз больше, чем установлено сегодня.

Правительство Алжира также планирует к 2050 году построить 25 ГВт генерации, работающей на зелёном и синем водороде, что, как отмечается в докладе, приведет к «стремительному росту» цен на электроэнергию.

Марокко, напротив, хочет использовать зеленый водород, чтобы, по крайней мере на начальном этапе, заменить серый водород, который в настоящее время используется в его крупной промышленности по производству аммиачных удобрений.

«Нереалистичные цели ЕС по импорту позволяют крупным нефтегазовым компаниям затащить водород из природного газа через черный ход, используя зеленый водород в качестве троянского коня для продолжения бурения и продажи своего основного продукта», — с пафосом восклицают авторы доклада.

Новая работа пополнила библиотеку исследований, в которых обосновывается экономическая нецелесообразность импорта зеленого водорода.

В сентябре 2020 года британская консалтинговая компания Aurora Energy Research представила исследование «Водород в энергосистеме Северо-Западной Европы». По её расчётам, импорт водорода не имеет экономического смысла, даже из солнечных стран. Такие факторы, как высокий расход воды для производства водорода или надежность поставок, даже не выходят на первый план. Транспортные издержки убивают экономику проектов.

В ноябре 2020 года в ФРГ был опубликован доклад «Оценка преимуществ и недостатков импорта водорода по сравнению с отечественным производством», подготовленный совместно Вуппертальским институтом климата, окружающей среды и энергетики и DIW Econ. Авторы подсчитали, что импорт водорода морским транспортом не имеет смысла по экономическим причинам, так как требует энергоемкого сжижения.

Немецкий аналитический центр Agora Energiewende также считает, что закупки водорода на глобальном рынке нецелесообразны (транспортные издержки слишком велики), импорт целесообразно ограничить возобновляемым синтетическом топливом.

Эту точку зрения разделяют и практики-электроэнергетики, которые хотят производить больше зеленой электроэнергии и, соответственно, водорода из неё у себя дома, в Европе.

В то же время у импорта водорода в ЕС много сторонников, которые обосновывают его необходимость неспособностью Европы производить достаточно большие объёмы зеленого H2 самостоятельно.

Да и экономические обоснования импорта водорода существуют. Недавно американский RMI опубликовал исследование, в котором утверждается, что «импорт этого экологически чистого энергетического топлива уже является конкурентоспособным по стоимости и может заменить большинство ископаемых видов топлива, используемых в тяжелой промышленности и на транспорте в ЕС, в течение восьми лет».

В общем, большие разногласия отмечаются по вопросу импорта водорода в Европу.

Уважаемые читатели !!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.

Яндекс Кошелёк (ЮMoney)

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *