facebook
Транспорт, ТЭК

Продажи водородных легковых автомобилей почти удвоились в 2021 году

продажи водородных автомобилей

По информации британской исследовательской компании IDTechEx, в прошлом году были зафиксированы рекордные объёмы продаж легковых электромобилей на водородных топливных элементах (англ. fuel cell electric vehicles или FCEV).

В настоящее время на рынке предлагаются всего две модели таких машин – это Toyota Mirai и Hyundai Nexo. В 2021 ещё продавалась Honda Clarity, но автопроизводитель прекратил производство в августе со ссылкой на отсутствие водородной инфраструктуры и слабый спрос.

С выпуском Mirai второго поколения мировые продажи автомобилей Toyota на топливных элементах увеличились более чем втрое, с 1770 автомобилей в 2020 году до 5918 автомобилей в 2021. Точно так же Hyundai установил новый рекорд, увеличив продажи на 42% до 9620 автомобилей в 2021 году.

Да, темп роста высок, но в абсолютных цифрах, по сравнению с продажами аккумуляторных электромобилей, это ничто. Напомню, в прошлом году было продано примерно 6,6-6,7 млн электромобилей. Я как-то уже публиковал графики от BloombergNEF (слева – продажи электромобилей, справа – автомобилей на водородных топливных элементах), на них видно всё:

продажи электромобилей в мире

К тому же, как отмечает IDTechEx, впечатляющий рост продаж водородных автомобилей был достигнут во многом благодаря гигантским скидкам и субсидиям. Например, в Калифорнии (США) Mirai, как сообщается, был доступен со скидкой 65% (!) от прейскуранта. Тойота предлагает скидку в размере 20 тысяч долларов в дополнение к федеральным и местным налоговым льготам, которые составляют еще 12,5 тысяч долларов. В результате Mirai, «обычная» цена которого превышает 50 тысяч долларов, был доступен в США в 2021 году по цене менее 18 тысяч долларов. И это ещё не всё. Toyota также предлагала «топливный пакет» в размере 15 тысяч долларов на первые три года эксплуатации. Автомобиль стоимостью 50000 долларов менее чем за 20000 долларов с бесплатным топливом на 100000 километров – это, несомненно, привлекательная сделка.

Аналогичная история с Hyundai. Из 9620 автомобилей Hyundai NEXO, проданных по всему миру в 2021 году, 88% пришлось на Южную Корею. Продажа каждого NEXO (цена: 60000 долларов США) поддерживалась субсидией в размере около 30000 долларов США.

Понятно, что подобная система продаж не может работать вечно.

В технологическом плане к водородным авто вопросов нет. Опыт эксплуатации показывает, что использование топливных элементов с протонообменной мембраной (PEM) в автомобилях «является технологически обоснованным». Топливные элементы, использующие газообразный водород под давлением в качестве топлива, могут обеспечить больший запас хода и более быстрое время дозаправки, чем сопоставимые аккумуляторные электромобили.

Главная проблема водородных машин не в топливных элементах и ​​даже не в отсутствии инфраструктуры, а в стоимости самого водорода и… высоком уровне выбросов, заявляют авторы исследования.

Проблемы с выбросами FCEV

Произведенный с использованием 100% возобновляемой электроэнергии «зеленый» H2 – это «чрезвычайно низкоуглеродное топливо». Проблема в том, что зеленый H2 еще не производится в больших объемах, и он сравнительно дорог. Подавляющее большинство (~95%) современного водорода производится в результате паровой конверсии метана. Выбросы, относящиеся на этот «серый H2» составляют около 10,9 кгCO2/кгH2.

Toyota сообщает, что расход топлива нового Mirai составляет 0,86 кг H2/100 км, поэтому при работе на сером H2 Mirai выбрасывает около 94 г CO2/км, в то время как NEXO, затрачивая 1 кг H2 на 100 км, выбрасывает около 109 г CO2/км. Эти цифры ненамного меньше, чем выбросы CO2 современных двигателей внутреннего сгорания.

выбросы парниковых газов электротранспорт, водородные автомобили

Поэтому получается не очень красивая картина. Правительства поддерживают продажи FCEV, поскольку они «хороши для климата», но выбросы, связанные с производством топлива для них, высоки.

Проблемы со стоимостью водородного топлива

В январе 2022 года город Монпелье, Франция, принял решение отменить заказ на 51 автобус на водородных топливных элементах, отказавшись от проекта Montpellier Horizon Hydrogène стоимостью 29 миллионов евро. В сотрудничестве с Hynamics, дочерней компанией EDF, планировалось построить электролизер мощностью 2 МВт, работающий от солнечной электростанции мощностью 2,8 МВт, для производства 800 кг зеленого водорода в день для автобусного парка, а также хранилище водорода. Однако при рассмотрении финансов проекта был сделан вывод, что эксплуатационные расходы автобусов на топливных элементах составили бы 0,95 евро на километр по сравнению с 0,15 евро на километр у электробусов на аккумуляторах. Эксплуатация водородных автобусов обошлась бы в шесть раз дороже: 3 миллиона евро в год по сравнению с 500 тысячами евро в год для аккумуляторных.

Источник дешевого зеленого H2 критически необходим для успеха автомобилей на топливных элементах, заключают авторы. Чтобы сделать H2 рентабельным автомобильным топливом с нулевым уровнем выбросов необходимо преодолеть вызовы в области производства и распределения зеленого водорода.

Читайте также: Водородные технологии вряд ли сыграют важную роль в декарбонизации автотранспорта.

Уважаемые читатели !!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.

Яндекс Кошелёк (ЮMoney)

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *