facebook
Накопители, Транспорт

Средняя цена литий-ионных батарей упала до исторически минимального уровня в 2023 г

цены на литий-ионные аккумуляторы

Компания Bloomberg New Energy Finance (BNEF) опубликовала результаты своего отраслевого опроса по поводу цен на литий-ионные аккумуляторы в 2023 году (2023 Battery Price Survey). После роста в 2022 г. цены на аккумуляторы в нынешнем году снова падают. Средневзвешенные по отрасли цены снизились на 14% до 139 долларов США за кВт-ч, показывают результаты исследования. Речь идёт об укомплектованных батареях – аккумуляторных блоках (battery packs). Что касается элементов (ячеек), то их стоимость также снизилась до исторически минимального значения в 107 долларов за кВт-ч (см. график). Это было вызвано падением цен на сырье и комплектующие по мере увеличения производственных мощностей во всех частях цепочки создания стоимости. Еще одним фактором является то, что спрос на аккумуляторы оказался меньше, чем ожидали некоторые производители.

Анализ показывает, что потребление аккумуляторов для электромобилей и стационарных накопителей энергии вырастет на 53% в годовом исчислении, достигнув 950 гигаватт-часов по итогам 2023 года.

Несмотря на этот рост, основные производители аккумуляторов сообщили о более низком уровне загрузки производственных мощностей, чем планировалось, и пересмотрели свои производственные цели, что, в свою очередь, повлияло на цены на батареи.

Цены на литий достигли пика в конце 2022 года. Опасения, что цены останутся высокими, с тех пор поутихли, и теперь они снова падают.

Эвелина Стойку, старший научный сотрудник BNEF по хранению энергии и ведущий автор отчета, сообщила: «Это еще один год, когда цены на аккумуляторы тесно следовали за ценами на сырье. Во многих годах, в которых мы проводили это исследование, падение цен было вызвано эффектом обучения и технологическими инновациями, но эта динамика изменилась. Падение цен в нынешнем году было связано со значительным ростом производственных мощностей по всей цепочке создания стоимости в сочетании с более слабым, чем ожидалось, спросом».

Представленные на графике цифры представляют собой средние показатели по нескольким секторам конечного потребления аккумуляторов, включая различные типы электромобилей, автобусов и стационарных хранилищ. В 2023 году цены на батареи для аккумуляторных электромобилей (BEV) в среднем составляли 128 долларов США за кВт-ч, то есть были ниже, чем в среднем по отрасли. А если взять только ячейки, то их средние цены составляли всего 89 долларов США за кВт-ч. Это указывает на то, что на ячейки приходится 78% от общей стоимости аккумуляторного блока. За последние четыре года соотношение стоимости элемента и блока выросло по сравнению с традиционным соотношением 70:30. Частично это связано с изменениями в конструкции блока.

В региональном разрезе средние цены на батареи были самыми низкими в Китае — $126/кВт-ч. Аккумуляторные блоки в США и Европе на 11% и 20% дороже соответственно. Более высокие цены отражают относительную незрелость этих рынков, более высокие производственные затраты, меньшие объемы и более широкий спектр применения. В этом году внутри Китая наблюдалась острая ценовая конкуренция, поскольку производители аккумуляторов наращивали производственные мощности, стремясь захватить большую долю растущего рынка.

Промышленность продолжает переходить на недорогую катодную химию, известную как литий-железо-фосфат (LFP). Эти батареи отличались самой низкой ценой в 2023 году — 130 долларов США/кВт-ч (блок) и 95 долларов США/кВт-ч (элемент). BNEF отмечает, что средние цены на ячейки LFP впервые упали ниже $100/кВт-ч. В 2023 году в среднем элементы LFP были на 32% дешевле, чем элементы NMC (литий-никель-марганец-кобальт).

Опрошенные горнодобывающие компании и металлургические трейдеры в 2024 году ожидают дальнейшего снижения цен на ключевые металлы для аккумуляторов, такие как литий, никель и кобальт. Учитывая это, BNEF прогнозирует, что средние цены на аккумуляторные блоки снова снизятся в следующем году, достигнув $133/кВт-ч (в реальных долларах 2023 года).

В докладе прогнозируется, что цены будут продолжать снижаться, достигнув в среднем 113 долларов в 2025 году и 80 долларов в 2030 году. В 2027 году средний показатель упадет ниже 100 долларов США. Это значение важно, поскольку именно такой уровень автомобильная промышленность и аккумуляторная индустрия уже давно определили как приблизительную точку, при которой электромобиль будет стоить примерно столько же, сколько эквивалентный бензиновый автомобиль.

BNEF сообщает, что «за последние два года цены на аккумуляторы стремительно росли. Крупные рынки, такие как США и Европа, наращивают свое местное производство элементов, и мы внимательно наблюдаем, как производственные стимулы и ужесточение правил в отношении важнейших полезных ископаемых повлияют на цены на батареи. Эти усилия по локализации усложнят прогнозирование цен на аккумуляторы на региональном уровне в ближайшие годы».

Локализация производства аккумуляторов в таких регионах, как США и Европа, может способствовать повышению цен на батареи. Производство аккумуляторов в США и Европе дороже из-за более высоких затрат на энергию, оборудование, землю и рабочую силу по сравнению с Азией, где в настоящее время производится большая часть аккумуляторов. Государственная политика, такая как налоговые вычеты на производство аккумуляторов в размере 45 долларов США за киловатт-час в соответствии с американским Законом о снижении инфляции (IRA), может компенсировать часть затрат, хотя влияние IRA на ценообразование еще полностью не ясно. В ноябре министерство энергетики США сообщило о выделении 3,5 миллиардов долларов на развитие производства аккумуляторов в стране.

На сегодняшний день доля Китая в глобальном производстве литий-ионных аккумуляторов находится на уровне примерно 75-80%. И европейцы, и США давно пытаются ослабить зависимость. Европа намерена стать крупнейшим центром производства литий-ионных аккумуляторов – на континенте запланировано масштабное расширение производственных мощностей. В том числе, большую роль в этом призваны сыграть китайские компании.

BloombergNEF ожидает, что технологии следующего поколения, такие как кремниевые и металлические литиевые аноды, твердотельные электролиты, новые материалы катодов и новые процессы производства элементов, сыграют важную роль в обеспечении дальнейшего снижения цен.

В прошлом году мы рассказали, что мощности по переработке старых аккумуляторов растут намного быстрее объёма отходов.

Читайте нас в Telegram!

Уважаемые читатели !!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.

Яндекс Кошелёк (ЮMoney)

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий