facebook
Климат, Финансы

Зелёный лебедь: банки и финансовая стабильность в эпоху изменения климата

Банк международных расчетов в Базеле (Bank for International Settlements, BIS), один из крупнейших международных банковских регуляторов, называемый «банком центральных банков», и устанавливающий международные стандарты в области управления банковскими рисками, опубликовал доклад «Зеленый лебедь. Центральные банки и финансовая стабильность в эпоху изменения климата».

В документе говорится о «зеленых лебедях», по аналогии с термином «черный лебедь», введённым в обиход статистиком и философом Нассимом Николасом Талебом, который означает труднопрогнозируемые и редкие события, которые, однако, могут иметь катастрофические последствия.

Изменение климата является источником финансовой (и ценовой) нестабильности: оно может создавать физические риски, связанные с повреждением климата, и трансформационные риски, связанные с потенциально неупорядоченными стратегиями смягчения климатических изменений, подчёркивает BIS. Таким образом, изменение климата относится к компетенции центральных банков, регулирующих органов и органов надзора, которые несут ответственность за мониторинг и поддержание финансовой стабильности. Их стремление повысить роль финансовой системы в управлении рисками и мобилизации капитала для экологически чистых и низкоуглеродных инвестиций в более широком контексте экологически устойчивого развития побудило их создать сеть центральных банков и надзорных органов для экологизации финансовой системы (NGFS).

В то же время интеграция анализа рисков, связанных с климатом, в мониторинг финансовой стабильности и пруденциальный надзор является особенно сложной задачей из-за радикальной неопределенности, связанной с физическими, социальными и экономическими явлениями, которые постоянно меняются и включают в себя сложную динамику и цепные реакции. Традиционные, ориентированные на прошлое оценки риска и существующие климато-экономические модели не могут достаточно точно предсказать форму, которую примут связанные с климатом риски. Они включают в себя то, что мы называем рисками «зеленого лебедя»: потенциально чрезвычайно разрушительные в финансовом отношении события. Достижение точки невозврата в изменении климата может привести к катастрофическим и необратимым последствиям, которые сделают невозможным количественную оценку финансовых убытков. Предотвращение этого требует немедленных и амбициозных действий по структурной трансформации нашей экономики, включая технологические инновации, которые можно масштабировать, а также серьезные изменения в нормативных актах и ​​социальных нормах.

финансовые риски изменения климата

Центральные банки должны сыграть свою роль в предотвращении такого исхода, в том числе путем стремления улучшить свое понимание рисков, связанных с климатом, с помощью разработки прогнозного анализа на основе сценариев. Но одни центральные банки не могут смягчить изменение климата. Эта сложная проблема требует координации действий многих игроков, включая правительства, частный сектор, гражданское общество и международное сообщество. Поэтому центральные банки могут сыграть дополнительную роль в координации действий по борьбе с изменением климата. К ним относятся такие меры по смягчению последствий изменения климата, как цены на выбросы углерода, интеграция (климатической) устойчивости в финансовую практику и основы бухгалтерского учета, поиск подходящих вариантов политики и разработка новых финансовых механизмов на международном уровне.

Все эти действия будут сложными для координации и могут иметь значительные перераспределительные последствия. Риски и затраты на смягчение несоразмерно ложатся на бедные страны и домохозяйства с низким доходом в богатых странах. Без четкого указания на то, как затраты и выгоды от стратегий смягчения изменения климата будут распределяться справедливо и с компенсационными трансфертами, социально-политические негативные последствия будут возрастать.

В последние несколько лет центральные банки, органы регулирования и надзора все чаще признают, что изменение климата является источником основных системных финансовых рисков, отмечает BIS. В отсутствие хорошо скоординированной и амбициозной политики в области климата растет понимание существенности физических рисков и трансформационных рисков, которые могут повлиять на стабильность финансового сектора. Следование нынешним тенденциям может привести к тому, что центральные банки окажутся в положении «спасателей климата последней инстанции», что станет бесполезным, учитывая, что денежные и финансовые потоки мало что могут сделать против необратимых последствий изменения климата. Другими словами, новый мировой финансовый кризис, вызванный изменением климата, сделает центральные банки и органы финансового надзора бессильными.

Возникшая глубокая неопределенность и необходимость структурной трансформации глобальной социально-экономической системы означает, что ни одна модель или сценарий не может предоставить достаточную информацию частным и государственным лицам, принимающим решения. Следствием этого является то, что интеграция рисков, связанных с климатом, в пруденциальное регулирование и (по мере возможности) в денежно-кредитную политику не будет достаточной для того, чтобы вызвать сдвиг, способный застраховать всю систему от событий «зеленого лебедя».

Из-за этих ограничений политика управления рисками изменения климата может втянуть центральные банки в неизведанные области: с одной стороны, они не могут просто сидеть на месте, ожидая пока другие ветви власти не начнут действовать; с другой стороны, прецедент нетрадиционной денежно-кредитной политики последнего десятилетия (после Великого финансового кризиса 2007–2008 годов) может оказать сильное социально-политическое давление на центральные банки, чтобы они взяли на себя новые роли, такие как решение проблемы изменения климата. Такие призывы являются чрезмерными и несправедливыми, поскольку инструменты, которыми располагают центральные банки и надзорные органы, не могут заменить многие мероприятия, необходимые для глобального перехода к низкоуглеродной системе.

Основная ответственность за обеспечение успешного энергетического перехода лежит на других ветвях власти, а недостаточные действия с их стороны ставят под угрозу центральные банки, которые больше не могут выполнять свою роль в обеспечении финансовой (и ценовой) стабильности.

Для решения этой проблемы необходим «эпистемологический разрыв». Центральные банки должны играть более активную роль, призывать к более широким изменениям, лежащим за пределами их повседневных функций.

В докладе формулируются следующие четыре предложения:

(i) Центральные банки могут активно продвигать долгосрочный подход, поддерживая ценности или идеалы устойчивого финансирования.

(ii) Центральные банки могут призвать к усилению роли фискальной политики в поддержке экологического перехода.

(iii) Центральные банки могут расширить сотрудничество по экологическим вопросам между международными монетарно-финансовыми органами.

(iv) Центральные банки могут поддерживать инициативы, способствующие большей интеграции аспектов климата и устойчивости в корпоративные и национальные системы бухгалтерского учета.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий