Нефтегазовая корпорация Statoil подвела первые итоги работы плавучей ветровой электростанции Hywind мощностью 30 мегаватт (5 ветряных турбин по 6 МВт каждая), которая была введена в эксплуатацию в прошлом году в шотландских водах.
Результаты превзошли ожидания.
Во-первых, эта офшорная ветровая электростанция удачно пережила штормовую погоду, в том числе декабрьский ураган «Каролина», когда скорость ветра превышала 160 км/час, а высота волн достигала 8,2 метра.
Во время штормовой погоды выработка ветряных турбин приостанавливается, а затем автоматически возобновляется снова. Контроллер вращения интегрирован с системой управления турбиной, и также регулирует угол лопастей во время сильных ветров, что смягчает чрезмерные движения всей плавающей конструкции.
Во-вторых, коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) превысил прогнозные расчеты, и в среднем за три месяца — Ноябрь, Декабрь и Январь — составил 65%. (КИУМ в 100% означает, что электростанция работает на полную мощность всё время, каждую секунду, что едва ли встречается).
Как отмечает Statoil, обычные морские ветровые электростанции, турбины которых смонтированы на фиксированном фундаменте, зимой показывают КИУМ в интервале 45-60%. То есть эффективность станции Hywind выше среднего. Разумеется, трех месяцев недостаточно, чтобы делать какие-то окончательные выводы, и тем не менее.
Компания видит большие перспективы распространения плавающих ветровых электростанций, поскольку 80% офшорного ветрового потенциала планеты находится над большими глубинами, недоступными для обычных, устанавливаемых на дне, ветряков.
Statoil планирует снизить стоимость единицы энергии, вырабатываемой Hywind до 40-60 евро за мегаватт-час к 2030 году. Это сделает плавучие ветровые электростанции полностью конкурентоспособными экономически с другими технологиями генерации.
«Это амбициозная, но реалистичная цель. Оптимизированный дизайн, более крупные и эффективные турбины, развитие технологий и большие ветропарки — всё это приведёт к снижению затрат, улучшению инфраструктуры и логистики», — считает исполнительный вице-президент Statoil, Irene Rummelhoff.