Консалтинговая компания Aurora Energy Research подсчитала проекты по строительству электролизных установок в мире.
Авторы отмечают, что сегодня в мире работают электролизеры общей мощностью всего 0,2 гигаватт (ГВт). Однако общая мощность проектов, которые планируется реализовать до 2040 года, составляет 213,5 ГВт, в тысячу раз больше. «Если бы все эти мощности были введены в строй, они могли бы производить до 32 миллионов тонн водорода в год, что уже составляет половину сегодняшней потребности в водороде», — утверждают авторы.
Подавляющее большинство проектов сконцентрировано в Европе (85%).
ЕС планирует к 2030 году установить 40 ГВт электролизеров, а национальные правительства Европы, вместе взятые, уже зафиксировали в своих водородных стратегиях цели на 34 ГВт в общей сложности (включая Великобританию). При этом проекты общей мощностью 30 ГВт уже прорабатываются (в том числе 4 ГВт в Великобритании).
Германия является явным мировым лидером — 23% запланированной мощности электролизеров во всем мире.
Размеры проектов электролизеров быстро увеличиваются по мере развития технологии и цепочки поставок: на сегодняшний день большинство проектов имеют мощность от 1 до 10 МВт. К 2025 году размер типичного проекта будет составлять 100-500 МВт. Они, как правило, будут снабжать «локальные кластеры», то есть водород будет потребляться неподалёку от места производства. Ожидается, что к 2030 году типовые проекты вырастут до 1 ГВт +, и появятся крупномасштабные проекты по экспорту водорода, реализуемые в странах с дешевой электроэнергией.
Разработчики проектов электролизеров рассматривают ряд различных бизнес-моделей с точки зрения источников энергии, которые они используют, и конечного потребления производимого водорода. Из проектов, в которых указывается источник энергии, в большинстве будет использоваться энергия ветра, затем идет солнечная энергия, а в меньшем количестве проектов будет использоваться «сетевая» электроэнергия. Большая часть электролизеров нацелена на поставку водорода промышленности, второй по важности сегмент – транспорт.
Ключевыми факторами успеха «электролизного» водорода являются стоимость и углеродный след электричества. В настоящее время во Франции самые низкие оптовые цены на электроэнергию, а углеродоемкость ее энергосистемы — одна из самых низких в Европе. Однако для обеспечения минимального углеродного следа электролизеры могут напрямую подключаться к возобновляемым источникам энергии, а не к сети.
21 апреля 2021 года Европейская комиссия одобрила проект закона (EU Taxonomy Climate Delegated Act), содержащий новую классификацию «экологически чистого» водорода. Установлен лимит выбросов в 3 тонны CO2 / тонна H2. Для производства водорода с использованием электроэнергии из сети это соответствует углеродоемкости электричества 53,3 кгCO2-экв / МВт*ч. Это относительно низкий порог, который, как ожидает Aurora, к 2030 году смогут преодолеть только электросети Норвегии, Швеции и Франции.
Читайте также: Оценка экономических перспектив, в том числе импорта зеленого водорода.
Уважаемые читатели!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241