facebook
Транспорт, ТЭК

Водородные грузовики не смогут конкурировать по стоимости с электрическими — исследование

водородный грузовик

Электромобили на водородных топливных элементах (FCEV) вряд ли займут сколько-нибудь заметное место на будущем рынке автомобильных грузоперевозок, поскольку они не могут конкурировать по стоимости с электрическими грузовиками на батареях. Это основной вывод доклада «Декарбонизация грузовых автомобилей в Европе», подготовленного «Международным транспортным форумом», межправительственным аналитическим центром ОЭСР в области транспорта.

Более высокие затраты на эксплуатацию FCEV по сравнению с другими электромобилями почти исключительно связаны с более высокими затратами на топливо, которые, в свою очередь, обусловлены потерями энергии, связанными с электролизом, говорится в работе.

В отчете сравнивается стоимость покупки и владения FCEV, аккумуляторных электромобилей (BEV) и транспортных средств, работающих с помощью «электрических дорожных систем» (ERSV), таких как воздушные линии, в течение семи лет. Были проанализированы девять различных типов машин, включая грузовые автомобили и тракторы.

В докладе «впервые учтена значительная неопределенность, связанная с каждой технологией, путем изучения 1000 уникальных сценариев для каждой технологии трансмиссии и для девяти различных типов транспортных средств в Европе. …Благодаря точному количественному определению неопределенности, связанной с каждой технологией, и изучению транспортных средств разных размеров анализ обеспечивает более глубокое понимание потенциала технологий трансмиссии с нулевым уровнем выбросов».

Авторы показывают, что транспортные средства с нулевым уровнем выбросов в среднем должны стать конкурентоспособными по стоимости с дизельными грузовиками между 2030 и 2040 годами для всех размеров транспортных средств. Когда именно это произойдёт, зависит от размера транспортного средства: самые маленькие категории (7,5 тонн) могут достичь паритета по общей стоимости владения с дизельными автомобилями уже в 2022 году.

При этом отмечается, что среди всех типов грузовых машин с нулевыми выбросами у водородных перспективы самые слабые — в 90% рассмотренных сценариев к 2050 году доля рынка грузовых FCEV не превысит 10%.

В отчете не приводится окончательная стоимость жизненного цикла для каждого типа и признается, что существует высокая степень неопределенности в отношении ряда переменных для всех транспортных средств, включая стоимость водородного топлива.

В самом лучшем случае цена на водородное топливо на заправке резко упадет с 9,50 евро за кг сегодня до всего 1,5 евро за кг в 2050 году. Цена в 2,5 евро за кг даст FCEV шанс конкурировать с BEV и ERSV. Однако эта цена будет зависеть от уровня субсидий и рыночного охвата, и успех FCEV будет достигнут только в том случае, если соответствующие затраты на полностью электрические эквиваленты останутся высокими.

В худшем случае стоимость водородного топлива снизится лишь незначительно до 8,50 евро за кг в 2050 году.

Авторы заявляют, что всякое развитие водородной инфраструктуры будет в значительной степени зависеть от государственной финансовой поддержки и связано со значительными затратами. При этом правительства, рассматривающие возможность финансирования сетей водородных заправок, рискуют остаться с обесцененными активами, если водородный транспорт не будет развиваться в достаточном масштабе.

Авторы добавляют, что существуют потенциальные рыночные ниши в особенно «сложных» сегментах рынка, для которых водородные грузовики хорошо приспособлены. Это использование сверхтяжёлых (70-тонных) транспортных средств, перевозки на большие расстояния или некоторые категории строительной техники. Однако требуются дальнейшие исследования для оценки потенциала.

«FCEV будут конкурентоспособными по стоимости только в небольшом числе случаев, при очень амбициозной стоимости водородного топлива ниже 2,5 евро за кг (на заправке) и консервативных сценариях для других технологий», — говорится в отчете.

«Это отсутствие конкурентоспособности по стоимости на большей части европейского рынка означает, что достижение необходимой экономии за счет масштаба в производстве автомобилей для снижения закупочных цен и обеспечения высокого уровня загрузки заправочной инфраструктуры, вероятно, останется проблемой для FCEV».

Выводы нового доклада перекликаются с предыдущими недавними исследованиями. Раньше считалось, что электрические грузовики на литий-ионных аккумуляторах являются 1) слишком дорогими, 2) слишком тяжёлыми и 3) обладающими слишком коротким пробегом на одной зарядке. Однако развитие технологий и снижение стоимости батарей сгладили эти недостатки.

В 2021 году организация Transport & Environment (European Federation for Transport and Environment) пришла к выводу, что перспективы аккумуляторных грузовиков лучше, чем водородных.

В феврале нынешнего года вышла научная статья с говорящим названием: «Водородные технологии вряд ли сыграют важную роль в развитии экологически устойчивого автомобильного транспорта».

Уважаемые читатели !!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.

Яндекс Кошелёк (ЮMoney)

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *