Генеральный директор TotalEnergies Патрик Пуянне заявил в своём выступлении на Всемирном экономическом форуме, что достичь цели ЕС по потреблению 20 миллионов тонн зеленого водорода к 2030 году невозможно. Рынок, включая производство электролизёров, находится на ранней стадии развития, и стоимость зеленого водорода чрезвычайно высока.
Напомню, в соответствии с планом развития энергетики ЕС REPowerEU, Европа собирается к 2030 году производить 10 млн тонн зеленого водорода в год и еще 10 млн тонн импортировать.
TotalEnergies в настоящее время проводит тендер на покупку 500000 тонн возобновляемого H2 для использования на своих нефтеперерабатывающих заводах, поэтому компания видит реальные цены предложений. И эти цены намного выше, чем предсказывали многие эксперты. Ожидалось, что цена зеленого водорода должна быть сейчас в три раза выше, чем цена серого, говорит глава TotalEnergies. Однако средняя цена предложений на указанном тендере составляет примерно 8 евро килограмм. «Не мечтайте: сегодня это 8 евро, и 8 в лучшем случае», — сообщил Пуянне. Для сравнения, стоимость серого водорода составляет 1 евро за килограмм.
Однако Пуянне отметил, что тендер жизнеспособен благодаря Европейской системе торговли выбросами, которая не только взимает плату с промышленных выбросов за тонну CO2, но также предоставляет бесплатные квоты производителям зеленого водорода.
«Если нефтеперерабатывающий завод использует зеленый водород и заменяет этот серый водород, я не только избегу [уплаты] налога в размере 100 долларов за тонну, но, кроме того, у меня фактически двойной кредит, поэтому система потенциально позволяет мне платить, вероятно, 7-8 евро за кг., и инициировать развитие рынка”, — сказал он.
По мнению главы нефтяной компании, «не существует никакого способа действительно снизить стоимость зеленого водорода, если целью будут только эти нишевые рынки, я бы сказал, трудно поддающиеся сокращению выбросов отрасли, нефтеперерабатывающие заводы и т. д. Если у нас не будет рынка для транспортного водорода, будет очень сложно снизить стоимость». И это большой вопрос, найдется ли место для для водорода в этом секторе, поскольку отмечается большой прогресс в электрических технологиях на транспорте, в том числе для грузовиков.
Соответственно, правительствам следует пересмотреть реалистичность своих целей, заявил Пуанне.
«Честно говоря, я не знаю, как были установлены эти цели — 10 миллионов тонн, 20 миллионов тонн, вероятно, они не понимают, о чем говорят», — сказал он, имея в виду цели ЕС на 2030 год. «Давайте признаем, что мы находимся на начальной стадии, и перестанем говорить о 10 миллионах тонн, 20 миллионах тонн», — добавил руководитель TotalEnergies. Крупнейший сегодня реализованный зелёный водородный проект Kuqa в Китае имеет мощность 260 МВт и он способен производить только 50000 тонн в год. И на нынешний день в мире не реализовано ни одного проекта по производству зеленого водорода мощностью 1 ГВт [хотя, как отмечалось на днях, портфель проектов достиг гигантского масштаба — 1200 ГВт].
Сегодня наиболее доступным возобновляемым топливом является биологическое, которым нефтяники занимаются уже много лет, и в которое TotalEnergies планирует инвестировать в приоритетном порядке. Устойчивое топливо для авиации на основе зеленого водорода вряд ли станет популярным до 2035-2040 годов, считает Пуянне.
Несмотря на шквал амбициозных заявлений о водородных мега-проектах в мире, ход реализации грандиозных планов вызывает вопросы и сомнения.
Стоимость производства и установки электролизеров для производства зеленого водорода в Китае, США и Европе — трех крупнейших рынках мира — выросла более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, подсчитала исследовательская компания BloombergNEF (BNEF). Это идёт вразрез с прежними ожиданиями постоянного снижения затрат благодаря эффекту масштаба и совершенствованию технологий.
В январе 2021 года норвежская компания NEL пообещала сделать зеленый возобновляемый водород таким же дешевым или более дешевым в производстве, чем водород на основе природного газа – к 2025 году цена на зеленый H2 должна составить 1,5 доллара за килограмм.
В декабре 2021 года компания Wood Mackenzie (WoodMac) опубликовала отчёт «Стоимость водорода 2021: подготовка к масштабированию», в котором прогнозировала, что на некоторых рынках стоимость зеленого водорода вполне может упасть ниже одного доллара за килограмм к 2030 году.
Подобных прогнозов было много, а сегодня мы видим, что пока складывается другая экономическая реальность.
Читайте нас в Telegram!
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241