facebook
Транспорт

Почему Норвегия — страна электромобилей?

электромобили Норвегия

Сегодня Норвегия — одна из стран лидеров по развитию электрического транспорта. Разумный шаг для страны, которая более 95% электроэнергии получает от гидроэлектростанций. К 2050 году Норвегия собирается достичь полной углеродной нейтральности в том числе благодаря переходу на электромобили. Правительство страны планирует ввести запрет на продажу дизельных и бензиновых автомобилей уже в 2025 году. В то же время, Норвегия является лидером по запасам нефти и газа в Европе, а доля углеводородов в экспорте составляет около 40% (для сравнения, в России — около 50%). Таким образом, пример скандинавской страны показывает, что большие запасы ископаемого топлива и суровый климат не являются преградой для развития электрического транспорта.

В 2017 году количество электромобилей и гибридов на дорогах Норвегии преодолело отметку в 200 тысяч единиц. Около 40% всех новых проданных машин имели электрический двигатель. Правительство страны планировало достичь показателя в 50000 зарегистрированных электромобилей и гибридов к 2018 году, но фактически удалось превысить эту цель в четыре раза. Новая цель — 400000 электромобилей к 2020 году, выглядит особенно амбициозно, учитывая, что население страны составляет всего 5,2 миллиона человек.

Численность общественных зарядных станций в Норвегии также растет быстрыми темпами. В 2017 году их число преодолело отметку в 10 тысяч, причем большинство станций (80%) не являются скоростными, то есть, чтобы полностью зарядить электромобиль на них, потребуется несколько часов. Но в то же время такие зарядные станции, в отличие от более мощных, являются бесплатными.

Такого успеха в развитии электрического транспорта и зарядной инфраструктуры удалось достичь прежде всего благодаря эффективной системе государственной поддержки. Несмотря на досрочное достижение целевых показателей, бóльшая часть мер стимулирования была сохранена.

Материальное стимулирование

  1. Нулевая таможенная пошлина (национальный уровень)

С 1990 года ввоз электромобилей в страну не облагается пошлиной, которая составляет вплоть до 100% от цены для автомобилей с ДВС.

  1. Нулевой НДС (национальный уровень)

С 2001 года реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС. Для бензиновых и дизельных автомобилей размер налога составляет 25%. Лизинг электромобилей был освобожден от НДС с 2015 года.

  1. Сниженный транспортный налог (национальный уровень)

С 1996 года ежегодный налог для владельцев электрического транспорта снижен в несколько раз. Для традиционных автомобилей он составляет порядка 400 долларов США в год, а для электромобилей и гибридов — 60 долларов. Для юридических лиц налог был снижен ровно в два раза.

  1. Бесплатный проезд по автомагистралям и пользование паромами (уровень муниципалитетов)

С 1997 для владельцев электромобилей был отменен сбор за проезд по платным дорогам, с 2009 им разрешили бесплатно пользоваться паромами.

  1. Бесплатная парковка (уровень муниципалитетов)

Парковка для электромобилей по всей стране стала бесплатной с 1999 года.

В связи со стремительным ростом количества электромобилей на дорогах, Правительство Норвегии с 2017 года разрешило муниципалитетам вводить плату для владельцев электромобилей за проезд по автомагистралям, пользование паромами и парковку в размере, не превышающем 50% от тарифа для автомобилей с ДВС.

Нематериальное стимулирование

  1. Специальные номерные знаки (государственный уровень)

Для предоставления привилегий владельцам электромобилей, для них с 1999 года были закреплены регистрационные номера, начинающиеся с букв EL, EK и EV.

  1. Доступ на автобусные полосы (уровень муниципалитетов)

С 2005 года электромобилям было разрешено передвигаться по выделенным полосам по всей стране. Однако, как и в случае с парковкой и платными автодорогами, с 2015 года муниципалитетам было разрешено самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Например, в Осло электромобили допускаются на автобусные полосы только если везут двух и более пассажиров.

Развитие инфраструктуры

  1. Создание сети зарядных станций (национальный и муниципальный уровень)

Правительство Норвегии в 2009 году запустило программу по строительству национальной сети общедоступных электрических зарядных станций. Программа финансируется за счет средств, полученных от экспорта нефти и газа. Цели программы постоянно обновляются, крайняя — установить вдоль автомагистралей как минимум по две скоростные зарядные станции каждые 50 километров к 2017 году, была успешно достигнута.

Помимо национальной программы, многие муниципалитеты выделяют собственные бюджетные средства для развития инфраструктуры для электрического транспорта. Например, Осло в 2011 году выделило 2 миллиона евро на строительство зарядных станций.

  1. Бесплатная зарядка (национальный уровень)

Зарядка на обычных станциях, мощностью менее 22 кВт, является полностью бесплатной. Однако зарядка на скоростных станциях — платная и обойдется владельцу в среднем в три раза дороже, чем зарядка у себя дома.

Государственные закупки

  1. Закупка электрического транспорта для муниципальных нужд (муниципальный уровень)

Многие города Норвегии поставили цели по полному переводу общественного транспорта на электроэнергию. Например, автопарк государственных учреждений и общественный транспорт в Осло станет электрическим уже к 2020 году. С этой целью городской администрацией был размещен заказ на 76 электробусов и на строительство соответствующих зарядных станций для них. Другой крупный город страны, Тронхейм, недавно приобрел 35 электробусов.

Выводы

Все вышеперечисленные факты позволяют согласиться с тем, что Норвегия на сегодняшний день имеет одну из наиболее сильных систем государственной поддержки электрического транспорта.

Страна грамотно следует принципу «загрязнитель платит», и использует средства, полученные от тяжелого налогообложения автомобилей с ДВС, для создания льгот для владельцев электромобилей. Следовательно, именно сравнительная выгода делает электромобили такими популярными в этой стране.

Логично предположить, что в Норвегия станет одной из первых стран, которые откажутся от стимулирования электрического транспорта, так как он станет конкурентоспособным и без государственной поддержки.

Если текущие тенденции сохранятся, то Правительству не нужно будет запрещать продажи автомобилей с ДВС в 2025 году, их и без того перестанут покупать.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *