facebook
Накопители, Сети, Транспорт

Будущее электромобилей в России

электромобили

Сегодня посетил мероприятие «Ведомостей» и таинственного клуба Ecumene «Будущее электромобилей: инновации, экология, кадры» (можно посмотреть по ссылке).

Доля России на мировом рынке электромобилей сегодня составляет примерно ноль процентов. Как в продажах, так и в производстве. Неудивительно, что на мероприятии было много демагогии. Оно, собственно, проводилось в формате «Public Talk». В общем, поболтали.

Впрочем, в Москве, как мы знаем, очень большой парк электробусов (более 1300), думаю, крупнейший в мире городской парк после китайских мегаполисов. Поэтому слушать представителя правительства Москвы по теме было интересно и познавательно. Отрадно, что электробусы в некоторой (неназванной, но большой) степени локализуются в России.

Также интересно было мнение представителей бизнеса, которые пытаются зарабатывать на этих незначительных, почти нулевых объемах российского рынка электромобилей. В частности, выступал акционер компании «Евротранс» (сеть заправок «Трасса»). Они устанавливают электрические зарядные станции (полностью отечественного, по его словам, производства) на своих заправках, чувствуя тренд, пытаясь расширять клиентскую базу и зарабатывать на сопутствующих услугах (заработка на продаже электроэнергии для электромобилей нет). В качестве основной проблемы называется, и это ожидаемо, выделение необходимых мощностей для точек зарядки. Сама АЗС потребляет, по его словам, примерно 100 кВт, а только для одного зарядного устройства требуется 150 кВт…

Вопрос готовности энергетического хозяйства к «наплыву» электромобилей поднимался и другими участниками. В частности, страшилки прозвучали от представителя нашего МИДа. Здесь хотелось бы посоветовать больше обращать внимания на опыт других стран, где электрических авто на порядки больше, чем в России. Скажем, в 2022 году в Китае было продано где-то в 10 раз больше электромобилей, чем в России всех автомобилей. Там на дорогах уже больше 10 млн электрических авто. Китайцы уже продвигают зарядки на 600 кВт и даже на 800 кВт. Тем не менее, энергосистема как-то работает. Дело в очевидном: планы развития электроэнергетики должны учитывать темпы распространения электрического транспорта. Также хотелось бы обратить внимание на постепенность увеличения парка электромобилей. Эта постепенность позволяет энергосистеме адаптироваться к изменению числа и требований потребителей.

Что касается якобы колоссальных инвестиционных ресурсов, необходимых для модернизации энергосистемы под обслуживание электромобилей, о чем говорил тот же представитель МИДа, хотелось бы отметить, что такая модернизация несоизмеримо проще и дешевле, чем та задача, которую человечество успешно решило при формировании современной топливной инфраструктуры (добыча нефти, строительство НПЗ, нефтепроводы, АЗС и пр.). Тогда начинали в чистом поле и с чистого листа. Сегодня электричество есть везде, и энергетики будут только рады новым инвестициям в сетевое хозяйство и, там, где нужно, генерацию. По прогнозу МЭА, доля электромобилей в конечном потреблении электроэнергии в мире в 2030 году не превысит 3,8%, но, например, в Европе может достичь 5,7%. Ни та, ни другая величина сами по себе не обосновывают необходимость строительства новых объектов генерации «под электромобили», хотя локально/регионально могут потребоваться те или иные мероприятия для обслуживания новых потребителей.

Больше всех удивил меня Николай Доронин, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и устойчивому развитию, который под занавес мероприятия решил поговорить о «теневой стороне развития электротранспорта». «Про это не говорит Норвегия, об этом умалчивают китайцы», — веско сообщил он. «А что происходит с отработанными батареями? … Как бы не получилось так, что след от этого загрязнения больше, чем от выбросов».

Здесь мы наблюдаем распространенное сегодня социальное явление. Человек выступает публично, да еще с разоблачающими тезисами, не зная предмета.

Узнать совсем не сложно и требует-то минут пять времени в наш информационный век, что отработанные батареи давно рассматриваются не как отход, а как ценный ресурс, что в мире уже построено столько мощностей по переработке литий-ионных аккумуляторов, что им не хватит сырья для работы аж до середины 2030-х годов. В Китае более 10 тысяч (!) пунктов сбора батарей и 84 предприятия, «соответствующие отраслевым стандартам по переработке аккумуляторов».

В общем, отмечаю в целом низкий уровень экспертизы на мероприятии.

Читайте нас в Telegram!

Уважаемые читатели !!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.

Яндекс Кошелёк (ЮMoney)

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *