facebook
Общество, Транспорт, ТЭК

Фактор коронавируса. Пик потребления нефти.

Потребление нефти коронавирус

Одним из популярных направлений энергетического прогнозирования является определение срока наступления «пика» (максимума) потребления нефти, верхней точки, пройдя которую потребление расти больше не будет, а станет, напротив, снижаться. Снижаться сразу после прохождения этой точки или со временем, после периода пребывания примерно на одном уровне — «на плато».

Большинство энергетических прогнозов говорит о достижении пика нефти в 2030-х годах. Например, в центральном сценарии BP Energy Outlook-2019 максимум потребления этого сырья ожидается примерно в 2035 году на уровне ~110 млн баррелей в день (в 2019 году ~100 млн баррелей в день). Самый смелый, насколько я знаю, прогноз выдала DNV GL, ожидающая пик нефти уже в 2022 году.

Почему потребление нефти должно начать снижаться?

Посмотрим на нынешнюю структуру спроса:

Потребление нефти по секторам в мире

Как мы видим, в соответствии с последним статистическим отчётом МЭА (Key World Energy Statistics 2019), на транспорт приходится почти 65% глобального потребления нефти.

Как мы знаем, в мире ведётся активная работа, направленная на снижение выбросов парниковых газов в транспортном секторе, развитие альтернативных «технологий мобильности», низкоуглеродных видов топлива.

Предполагается, что распространение новых транспортных технологий и повышение топливной эффективности традиционных двигателей приведут, рано или поздно, к прекращению роста потребления нефти, а затем к его снижению.

Темп изменения потребления нефти зависит от множества факторов, не только технологических, но и поведенческих, которые, разумеется, во многих случаях также обусловлены технологиями. Простой пример: постепенный выход из моды неэффективных, потребляющих массу горючего автомобилей, учёт потребителями топливной эффективности и экологических характеристик машин.

По мнению стэндфордского экономиста Тони Себа (Tony Seba), главная угроза для традиционного автомобильного и нефтяного рынков исходит не от электромобилей как таковых. Основную роль в разрушении спроса на нефть будет играть изменение деловых и поведенческих моделей в транспортном секторе, а именно быстрое распространение практик совместного пользования (электрическими автономными автомобилями).

Краткосрочное влияние нынешней пандемии, вызванной коронавирусом (COVID-19), на мировое потребление нефти очевидно. По итогам текущего года будет зафиксировано снижение объёмов потребления по сравнению с 2019 годом. Это утверждается, например, в вышедшем в начале марта докладе Международного энергетического агентства (МЭА) «Нефть 2020». Агентство считает, что данное падение будет кратковременным, и в последующие годы (до 2025 г — горизонт указанного доклада) спрос на нефть будет расти, хоть и невысокими темпами, и уже в 2021 году рост компенсирует падение текущего года.

Однако продолжение пандемии порождает новые вопросы. Не окажется ли деформация спроса, более глубокой и долгосрочной, чем это представлялось МЭА в начале марта? Не явится ли нынешний кризис коронавируса пусковым механизмом, меняющим поведенческие, потребительские шаблоны, влияющие на объёмы спроса?

Потребление нефти сегодня падает по причине снижения объёмов пассажиро- и грузоперевозок. Когда массовый туризм вернётся к докризисному уровню? Или напуганные вирусом и обедневшие бывшие путешественники будут ещё долго жаться ближе к родной почве? Когда восстановится объём деловых командировок? Или стандартами для коммивояжёров станут другие способы контактов (Skype и пр.)? Нет сомнений, что практики удалённой работы будут всё чаще использоваться предпринимателями в целях оптимизации издержек. В общем-то уже давно было ясно, что дорога в офис – это, во многих случаях, бессмысленная трата временных и материальных ресурсов.

Учтём также, что активы многих жителей земли в результате нынешнего кризиса, как сегодня говорят, «обнулились». Число землян, планирующих в ближайшее время поход в автосалоны, очевидно, сократилось (напомню, продажи автомобилей с ДВС падают в мире ещё с 2018 года). Это дополнительный фактор, играющий против восстановления спроса на нефть.

Таким образом, с одной стороны, действует ряд факторов, которые могут сдерживать рост потребления нефти в кратко- и даже среднесрочной перспективах.

С другой стороны, пакеты стимулов, антикризисных мер, планируемых государствами, будут способствовать возвращению экономики в прежнее русло и восстановлению спроса.

Неизвестно, какая из тенденций окажется сильнее, но вероятно, «фактор коронавируса» внесёт корректировки в объемы потребления нефти не только в текущем году, но и в последующих.

Следует также напомнить, что тенденцию декарбонизации мирового транспортного сектора никто не отменял, в мире продолжается развитие новых (низкоуглеродных) транспортных технологий, «убирающих» нефть. Этим нынешний глобальный экономический кризис отличается от предыдущих, в которых потребление нефти также падало. Сегодня существуют реальные коммерческие альтернативы углеводородному топливу в ряде сегментов транспортного сектора. Кроме того, вышеупомянутые меры государственной поддержки, направленные на восстановление экономики, могут играть в пользу новых энергетических и транспортных технологий.

Всё это вместе взятое создаёт некоторую вероятность того, что мир прошёл исторический максимум потребления нефти в 2019 году. «Фактор коронавируса» будет какое-то время прижимать восстанавливающийся спрос вниз, а электромобили будут отъедать у нефтяного рынка с каждым годом всё больше и больше баррелей.

короновирус COVID-19 Спрос на нефть

Следует отметить, даже если это действительно случится (случилось), для нефтяной отрасли наступление события не будет означает каких-то фундаментальных изменений, «провалов» на горизонте ближайших 10-15 лет. По оценке МЭА, мир стоит на пороге дефицита нефти (см. график ниже). Необходимы инвестиции в новые месторождения для удовлетворения спроса даже в случае реализации агрессивных климатических сценариев.

Потребление нефти в мире

Действительно, фундаментальные технологические преобразования, которые могут привести к значительному и долгосрочному («навсегда») падению потребления нефти, происходят относительно медленно (по меркам человеческой жизни), даже в условиях «энергетической революции». В то же время возникший внезапно «фактор короновируса» может не просто «единовременно» убрать с рынка некоторые объёмы нефти, но и скорректировать поведение потребителей и, соответственно, объёмы долгосрочного спроса.

Предыдущая статьяСледующая статья

1 Comment

  1. На яндекс-дзене эта статья бы вызвала бурные споры с сотнями комментариев. Там любят про нефть поспорить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *