Август 2021 года неожиданно оказался богатым на правительственные концепции развития ключевых секторов «новой энергетики». Вслед за «Концепцией развития водородной энергетики» кабинет министров выдал «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года».
Документ мне понравился ещё больше, чем «водородный». Читать его не просто приятно, но и полезно. Это увлекательный рассказ о мире электрического транспорта, технологиях, в котором приводится расклад основных игроков на отечественном рынке электрического / водородного транспорта и соответствующих аккумуляторов. Тут вам и РЭНЕРА, и ИнЭнерджи, и Zetta, и т.п.
А какой слог! Не могу не процитировать. «Целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех стран мира, включая Российскую Федерацию. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Российская Федерации не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии – транспорт – стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива». Мурашки по коже.
В комментарии московского Белого дома приводится смелое, по нашим меркам заявление, с которым ещё где-нибудь год назад вряд ли бы согласились российские нефтяники: «очевидно, что за электромобилями или машинами, которые работают на более экологичных силовых агрегатах, – будущее. И нам нужно также активно развивать это направление».
В Концепции упоминается локализация производства электромобилей и её углубление, но конкретные параметры будут сформулированы, видимо, позже.
Концепция развития электротранспорта включает в себя и развитие водородного транспорта, который, впрочем, суть тоже электрический. В документе даже отдельный параграф посвящен производству «топливных (водородных) элементов», и это производство отнесено к «ключевым направлениям государственной политики». Также предусмотрено строительство не менее 1000 штук водородных заправок к 2030 году.
Что касается параметров развития, количественных целей, не могу сказать, что они впечатляют. Возьмём, например, ключевой целевой показатель: «производство электротранспортных средств в количестве не менее 10 процентов общего объема производимых транспортных средств».
Доля электромобилей в продукции всех иностранных производителей автомобилей, представленных на российском рынке, к 2030 году будет однозначно выше 10%. Например, Mercedes-Benz к 2030 году может перейти на выпуск только электрических машин (пока не обещает, но может перейти, «если позволят рыночные условия»). Audi не будет выпускать новые модели автомобилей с ДВС с 2026 года и т.д.
Отмечу, что у нас устанавливается целевой показатель производства, вопрос «требований по доле продаж электротранспортных средств» будет рассмотрен позже. В то же время в основном сценарии доклада принимается, что «в 2030 году доля электротранспортных средств в Российской Федерации составит 15 процентов общего объема рынка автотранспортных средств».
Я правительство понимаю. Планку задирать незачем, для этого нужны фундаментальные основания, установки, а таковых пока нет. Отметились, галочку поставили. Чем мы хуже? Везде электромобили, и у нас будут.
Впрочем, в отдельных регионах России и без правительственных постановлений развитие электрического транспорта будет идти семимильными шагами. Я имею в виду Москву, которая по числу электрических автобусов уже впереди Европы всей.
Московские власти, «чтобы сделать себе имя», стремятся внедрять всё самое-самое. Денег в бюджете куры не клюют, почему бы не создать крупнейший в Европе городской парк электробусов? Тем более, чудовищная перенаселенность столицы фактически не оставляет выбора. В противном случае задохнёмся среди всего нашего благоустройства.
В качестве недостатка Концепции отмечу ошибки в написании единиц энергии. В тексте то и дело встречаются несуществующие гВт/ч и кВт/ч. Странно, государственный документ при подготовке должен был пройти через столько рук, и никто не заметил.
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Яндекс Кошелёк (ЮMoney)
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241