Шведский производитель литий-ионных аккумуляторов Northvolt, который хочет «сделать нефть историей», как это выражено в его девизе (“Make oil history”), похоже сам скоро отправится туда.
Компания подала заявление в соответствии Главой 11 (реструктуризация) Кодекса США о банкротстве, что позволит Nothvolt «реструктурировать свой долг, соответствующим образом масштабировать бизнес в соответствии с текущими потребностями клиентов и обеспечить устойчивую основу для продолжения работы». Так описала ситуацию сама компания.
На самом деле речь идет о глубочайшем кризисе, отсутствии ресурсов, невозможности выполнять обязательства и потере репутации.
Компания получила более 10 миллиардов долларов в виде акционерного капитала, долгового и государственного финансирования с момента своего запуска в 2016 году. Однако сегодня ей необходимо до 1,2 миллиарда долларов новых средств в рамках процесса реструктуризации, который, как она надеется, завершится к концу марта.
Northvolt не выполняла свои планы по выпуску батарей и в июне потеряла контракт на 2,1 миллиарда долларов от BMW.
В течение последних месяцев компания сократила бизнес и рабочие места в попытке укрепить свое финансовое положение. Одновременно с объявлением о реструктуризации своей пост покинул генеральный директор (и соучредитель) Питер Карлссон, бывший ранее директором по продуктам Tesla, который теперь займет должность старшего советника и также останется членом совета директоров. Также было объявлено о приостановке деятельности в Польше и подготовке к продаже польского бизнеса Northvolt.
Строительство первой европейской «гигафабрики» аккумуляторов стартовало в 2018 году. Она должна была выйти на объёмы производства 8 ГВт*ч к 2020 году, а к 2023 г, по завершении строительства, — 32 ГВт*ч в год.
Создание этого важного для Европы предприятия поддерживалось Европейским Инвестиционным Банком (EIB), InnovFin (фондом по финансированию демонстрационных инновационных проектов в ЕС), Шведским энергетическим агентством, и др. Европа намеревалась стать крупнейшим центром производства литий-ионных аккумуляторов – на континенте было запланировано масштабное строительство производственных мощностей.
После заключения сделок и партнерских отношений с такими брендами, как Volvo, Scania, Volkswagen и BMW, шведская аккумуляторная компания также объявила о планах строительства заводов в Гетеборге (на юге Швеции), Польше, Германии и Канаде.
Northvolt позиционировала себя как передовое в технологическом и экологическом плане предприятие, изначально ориентированное на круговую экономику и переработку ресурсов, и производящее «самые зеленые батареи в мире».
В конце 2021 года Northvolt произвёл первый аккумулятор из 100% вторичных никеля, марганца и кобальта.
И вроде всё выглядело красиво, пока в конце прошлого года не стала появляться первая информация об объемах производства и финансовом положении компании. Как сообщил один из экспертов, Northvolt производила где-то всего пять процентов от того, что была должна. А финансовый отчёт показал, что компания погрязла в долгах.
Одновременно вскрылись как-то чудовищные факты, касающиеся охраны труда и техники безопасности на шведском заводе. Во-первых, речь шла о череде «необъяснимых смертей»! В 2024 году в разное время трое мужчин возрастом от 19 до 60 лет умерли после своих смен. Совпадение? Расследование ещё продолжается. Во-вторых, начали появляться тревожные сообщения об условиях труда: сотрудники утверждали, что им приходилось работать с токсичными веществами без надлежащего защитного оборудования (в простых медицинских масках) или что они подвергались воздействию опасных газов. «У одной коллеги все время шла кровь из носа. Потом она лишилась ногтей», — рассказала профсоюзному журналу Dagens Arbete сотрудница Northvolt Сири Альмквист, работавшая на заводе.
Эти факты ещё больше подмочили репутацию компании и управленческой команды.
Что дальше? В рамках процесса реструктуризации, который, как ожидается, будет завершен в первом квартале 2025 года, Northvolt, по собственному заявлению, «оценит предложения по новым денежным инвестициям. Этот процесс будет включать взаимодействие как со стратегическими, так и с финансовыми инвесторами, а также существующими кредиторами, акционерами и клиентами». Не думаю, что найдется много желающих спасать, как его теперь называют, «самый большой лопнувший зеленый пузырь в Европе». Тем более, как пишет «Рейтер», ссылаясь на неназванных аналитиков, в технологическом плане Китай опережает Запад на 10 лет в производстве аккумуляторов. Возможно, активы Northvolt или часть их будут проданы новым инвесторам. В любом случае наполеоновские планы по развитию аккумуляторной индустрии в ЕС вряд ли будут реализованы в заявленных объемах.
Читайте также: SVOLT приостановила реализацию двух проектов по строительству аккумуляторных заводов в ФРГ.
Читайте нас в Telegram!
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Яндекс Кошелёк (ЮMoney)
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241