facebook
Транспорт, ТЭК

ОПЕК против. О новом World Oil Outlook

прогноз потребления нефти ОПЕК

Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) выпустила очередную версию своего ежегодного прогноза развития нефтяного рынка World Oil Outlook (WOO). В этот раз прогнозный период расширен до 2045 года (в прошлом году он заканчивался в 2040-м).

В последние несколько месяцев несколько организаций, в том числе крупнейшие нефтегазовые компании «европейского происхождения», опубликовали свои долгосрочные энергетические прогнозы. Все они предусматривают достижение пика (максимума) потребления нефти до 2030-2035 года, а в некоторых сценариях предполагается, что пик пройден уже в 2019 году. Об этом, например, говорит DNV GL в своём Energy Transition Outlook. То же самое мы читаем в двух сценариях последнего Energy Outlook от BP, а в третьем сценарии пик нефти ожидается в 2025 году.

ОПЕК, как отмечено в заголовке этой заметки, против. Точнее, в альтернативном сценарии — APT Case — пик нефти все-таки отмечается где-то к середине 2030-х годов с последующим снижением потребления к 2045 году до уровня, который выше сегодняшнего. В центральном же сценарии пик прогнозируется в районе 2040 года, хотя это даже не пик, а плато, поскольку в 2045 году потребление нефти будет находится примерно на том же уровне, что и в 2040-м (хорошо видно на графике выше). При этом прогнозное «пиковое» потребление всё-таки на один млн. баррелей в день ниже, чем в прошлогоднем WOO. Также прогнозируется, что спрос на нефть в странах ОЭСР снизится, а глобальный рост потребления нефти обеспечат страны за пределами ОЭСР, в первую очередь Китай, Индия и другие страны Азии.

Как ОПЕК обосновывает свой консервативный подход? Приводится классический аргумент. Количество автомобилей в мире намного вырастет, чуть ли не в два раза. По данным, приводящимся в докладе, в 2019 году парк «пассажирских автомобилей» в мире составлял 1167 млн, к 2045 году он вырастет до 2119 млн. Еще более внушительный рост (более чем в два раза) прогнозируется в сегменте «коммерческих автомобилей».

Что касается структуры автопарка, ОПЕК в очередной раз пересматривает в сторону повышения прогноз по электромобилям, число которых к 2045 году достигнет 430 миллионов (16% мирового парка). Для сравнения, в 2016 году ОПЕК прогнозировала (на 2040 год) 141 млн электромобилей или 6,7% мирового парка.

прогноз по электромобилям ОПЕК

Всё может быть, но прогноз роста числа автомобилей выглядит несколько натянутым. Дело даже не в том, что последние два года продажи автомобилей в мире не растут. Они, неверное, могут вырасти в будущем, но темпы роста от ОПЕК выглядят слишком оптимистично. Рост доли городского населения и распространение практик коллективного пользования будут тормозить увеличение числа машин.

Китай пока не планирует вводить запрет на продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но ожидаемые квоты на электромобили довольно высоки (50-60% к 2035 г). Если ещё учесть намерения китайского руководства достичь пика выбросов к 2030 году и климатической нейтральности к 2060 году, то мы вряд ли станем предполагать продолжение роста спроса на нефть в КНР после 2035 г.

Что касается Индии, следует отметить чрезвычайную экологическую ситуацию во многих городах, которая толкает власти к ужесточению экологических норм. В стране периодически обсуждается запрет продаж автомобилей с ДВС, хотя в данном случае прогнозировать что-либо довольно сложно (заявлений много, но далеко не всегда за ними следует что-то ещё).

Подводя итоги, отметим очевидную эволюцию предсказаний ОПЕК (снижение прогноза потребления нефти, повышение прогноза развития электрического транспорта по сравнению с прошлыми версиями WOO). В то же время оптимизм авторов нынешнего World Oil Outlook в отношении будущего спроса остаётся на высоком уровне.

Уважаемые читатели!

Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области возобновляемых источников энергии.

Яндекс Кошелёк 

Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *