В январе 2023 года продажи автомобилей в Норвегии составили всего 1860 единиц. Это менее 5% объема продаж в декабре 2022 года, и это самый низкий месячный уровень продаж с 1962 года, сообщил Информационный совет по дорожному движению Норвегии (Opplysningsrådet for Veitrafikken, OFV).
Такого большого падения количества регистраций новых автомобилей от месяца к месяцу никогда прежде не было.
Все дело в повышении (и без того высоких) налогов.
«Неудивительно, что показатели регистраций за январь низкие, ожидалось резкое падение. Но то, что число будет настолько низким, возможно, предвидели не многие», — отмечает OFV.
В Норвегии существует множество категорий налога на транспортные средства. Это налог с продаж (НДС), налог на выбросы оксида азота (NOx), налог на выбросы CO2, налог на массу автомобиля и т. д. «Чистые» электромобили (BEV) ранее были освобождены от всех этих налогов, но в 2023 году будут введены два новых налога, которые впервые применяются к BEV. Первый — это налог на массу в размере 12,5 норвежских крон на каждый кг веса транспортного средства свыше 500 кг. Таким образом, относительно легкий электромобиль (BEV) весом 1700 кг с 1 января 2023 года облагается дополнительными налогами в размере 15000 норвежских крон (около 1410 евро). Для тяжелого BEV массой 2700 кг это означает дополнительную плату в размере 27500 норвежских крон (2590 евро).
Кроме того, с 1 января к части цены электромобиля, которая превышает порог в 500000 норвежских крон (~ 47 000 евро), применяется НДС. Цены большинства из 10 самых продаваемых электромобилей в Норвегии превышают эту границу (хотя у некоторых базовые цены начинаются чуть ниже этого порога). Ставка НДС составляет 25%.
В результате, например, Tesla Model Y, стоящая 600000 норвежских крон будет облагаться НДС на часть цены в 100000 крон, и налог составит 25000 крон (2350 евро). Для BEV стоимостью около 700000 норвежских крон (например, Mercedes EQC) НДС составит 50 тысяч (4700 евро).
Если сложить вместе новый налог на массу и новый НДС, с 1 января покупатель Tesla Model Y дополнительно заплатит около 1850 евро (за вес) плюс 2350 евро НДС, то есть в целом на 4100 евро больше, чем в декабре.
Удорожание оценивается в 5% для электромобилей «начального уровня» и в 8-10% для среднеразмерных внедорожников.
Таким образом, очевидно стремление правительства Норвегии стимулировать продажи компактных и сверхэкономичных автомобилей.
Доля электромобилей в продажах в январе снизилась по сравнению с итоговым результатом 2022 года и составила 76,3%, в том числе 66,5% полностью электрических (BEV) и 9,8% заряжаемых гибридов (PHEV). За прошлый год, напомню, доля электромобилей составила 87,8%.
Это не означает изменение тренда на электрификацию, поскольку новые налоги распространяются и на бензиновые/дизельные машины, и последние «перегружены» налогами в гораздо большей степени. Если в декабре было продано 2503 машины, работающие только на бензине, то в январе всего 36.
Мизерные общие объемы продаж не позволяют делать далеко идущие выводы, и в большей степени объясняются тем, покупатели стремились приобрести машины в последние месяцы прошлого года — до введения новых налогов.
После того как рынок оправится от «налогового потрясения», доля электромобилей в продажах продолжит расти, а доля бензиновых машин вряд ли будет превышать 2%, считает автор Cleantechnica Максимилиан Холланд.
Уважаемые читатели !!
Ваша поддержка очень важна для существования и развития RenEn, ведущего русскоязычного Интернет-сайта в области «новой энергетики». Помогите, чем можете, пожалуйста.
Яндекс Кошелёк (ЮMoney)
Карта Сбербанка: 4276 3801 2452 1241