facebook
Транспорт, ТЭК

О патовой ситуации в нефтяной отрасли

нефтяная отрасль

Интересные размышления Andreas de Vries и Salman Ghouri о судьбе нефтяного рынка и нефтяных ценах в статье на сайте Oilprice.com. Они подтверждают мою давнюю уверенность в наличии патовой ситуации на нефтяном рынке (вероятно, поэтому эти размышления и показались мне интересными).

Попробуйте сегодня «поставить» высокую цену на нефть, скажем $250 за баррель. Разумеется, покупатели сначала «проглотят», поскольку никуда не деться, есть устоявшиеся инфраструктура и образ жизни, овеществлённые инвестиции в соответствующие сектора (транспорт, нефтепереработка и т.д.) слишком велики, чтобы их можно было быстро списать. Эти сектора являются «системообразующими», на них завязано слишком много интересов и людей. Но это «сначала» продлится относительно недолго.

Дело в том, что альтернативные технологии уже не на стадии НИОКР, они уже здесь, «на земле» и стремительно приближаются к точке коммерческой состоятельности (по данным МЭА, которые содержатся в справочнике Key World Energy Statistics, 64,5% мировой нефти потребляет транспортный сектор). Поэтому покупатели сырья неизбежно придут к следующему умозаключению, которое повлечёт за собой и практические действия.

Те средства, которые мы направляем за рубеж на оплату дельты между старой и новой ценой нефти, лучше инвестировать в развитие домашних технологий, позволяющих без нефти обходиться. Благо, эти технологии уже здесь, а дополнительный поток инвестиций увеличит эффект масштаба и обеспечит ускорение снижения цен. Уже сегодня аккумуляторных фабрик строится столько, что поговаривают о грядущем перепроизводстве. Как показывает статистика, падение стоимости батарей происходит даже быстрей, чем снижались цены на фотоэлектрические солнечные модули.

Уже сегодня, при весьма умеренных ценах на нефть, начинаются мероприятия по «насильственному» пересаживанию автолюбителей на электромобили. Речь идёт, да, о квотах. Как хотите, дорогие автопроизводители, а вы обязаны продавать минимум 8%, 10%, 12%… электромобилей (от общего объёма продаж), говорят китайцы. Вероятнее всего, их примеру последуют и европейцы.

А что произойдёт, если цена не нефть вырастет в 2-3 раза? Да ну вас, скажут потребители. Обойдёмся как-нибудь. Как отмечают авторы статьи, в таком случае пик нефти, очевидно, наступит раньше (в середине 20-х годов).

В этом и состоит безвыходность положения нефтянки. Низкие цены — низкие доходы, рискованнее (а где-то невозможно) разрабатывать новые капиталоёмкие месторождения. Высокие цены — уход потребителей ускорится.

Предыдущая статьяСледующая статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *